Потерянный рай – «Отжатый рай». Александр Соловьев – о выставке Инары Багировой
Понятие рая имеет несколько значений, связанных с состоянием или местом вечной жизни – совершенной, гармоничной, жизни в блаженстве. Это и рай изначальный, – Эдем, – и рай после смерти – Царство небесное. Все это получило самое разнообразное трактование в искусстве, где следует назвать еще одну категорию – Потерянного рая.
Здесь и далее – фото с выставки Инары Багировой
Инсталляция Инары Багировой среди руин бывшего Солодового завода в Киеве доводит эту цепочку до жесткого финала. Автор вводит специфически сленговое определение уже из нашей рейдерской действительности, времени преступных госанексий и войн, оказавшихся вдруг возможными – рай потерянный превращается в рай отжатый.
Психологически это состояние депривации – лишения, отнятия, потери чего-то, казавшегося миром идеальным, «райской обителью». Подобная утрата порождает выраженную образную компенсацию в виде потока изображений, картин, грез, мечтаний, миражей, часто навеянных, как и в нашем случае, «памятью из детства».
Именно оттуда абхазские и крымские пейзажи, напечатанные на холсте и иллюминированные анилином. Они – главное звено инсталляции, для целостного восприятия которой немаловажную роль играет также сама аура пространства заброшенного завода. Трагедийное, драматическое выявляет себя не прямо, а сокрыто под ностальгической паволокой как бы сувенирной пейзажной картинки, фотографии «на память». Острый политический смысл подается без открытого надрыва, а тонко вплетен в ткань обыденного, просачивается сквозь, казалось бы, нейтральную банальность.
Сама техника исполнения этих пейзажных видов – печать на холсте с раскраской – отсылает к тиражной, зачастую любительской фотке, напоминая какую-то абсурдно увеличенную открытку. Холодная отрешенность объектива, документа и машинного оттиска вступают в желанный диссонанс с живыми импульсами движения кисти, привнося в образ дополнительную коллизию.
Колумбарные урны с пляжным песком одновременно наполняют инсталляционный ряд ритуальными, скорбными нотами, но и с необходимой мерой обнажают его театральную природу, игровое начало, как ни парадоксально, снимая с его помощью напряженность усугубленной серьезности целого.
Наконец, важнейшей образной доминантой «Отжатого рая» является цвет. Анилин опять таки аппелирует к приемам низовой анонимной фотографии, а с другой стороны, производит эффект высокой поп-артовской сериграфии. Ярко выраженная, «кислотная» эмоция цвета выступает здесь своего рода психоделической сбивкой изображения, как и застывшим киношным саспенсом, внося в «райские» видения ощущение надвигающейся тревоги, ожидания чего-то ужасного. Вот-вот, и раздастся крик в размеренной пейзажной созерцательности…
**
Об авторе
Александр Соловьев – арт-критик, искусствовед, куратор музейного комплекса «Мистецький Арсенал».
Александр Соловьев