Премия Инновация: распределение и канонизация

В то время как у нас художественное сообщество борется за право на обнаженность «Украинского тела», Москва продолжает архивировать, документировать и выстраивать вертикали.

Премия «Инновация», вручение которой состоялось на днях - яркое тому подтверждение. Премию в этом году получил (обошлись без скандала) Александр Бродский с проектом «Цистерна». Инсталляцию в галерее Collector давно демонтировали. Остались, конечно, фотографии, и - как сказал сам художник на церемонии награждения - «воспоминания о том, что это было неплохо». Так, несмотря на то, что в сентябре 2011 года часть московской публики, очевидно, пережила уникальный опыт соприкосновения с созданным Александром Бродским «пространством», премия «Инновация» все больше напоминает погоню за тенями.

Александр Бродский. Инсталляция "Цистерна". 2011

Первое место за кураторский проект досталась «Невозможному сообществу» Виктора Мизиано. Проекту очень модному, весьма известному, но безнадежно логоцентричному, даже архивному. Проект посвящен существовавшей в 90-е годы группе ESCAPE, персональную выставку которой создать очень хотелось, но было «невозможно». Во всяком случае, во имя группы ESCAPE и проблем, существовавших в поле ее исследования, была создана выставка других художников, что в свою очередь придает изящный рефлексивный смысл кураторской задумке о взаимодействии, комуникации и так далее. В рамках проекта Мизиано собирается издать три (!) блока текстов, которые охватят всю коммуникацию, аналитику и вообще – все, что с проектом связано. Это безусловно интересно… читать, как интересно читать материалы и воспоминания о бывших перформансах, но во всем этом документировании рефлексии над документированием чувствуется какая-то безжизненность.

Кураторский проект Виктора Мизиано "Невозможное сообщество". 2011

Сама выставка номинантов на премию «Инновация» неприятно поразила тем же самым. Работы номинантов проще изучать по длинным пресс-релизам. Идея о том, чтобы представить их всех в одном зале ГЦСИ – провалилась. Там их нет! То есть, они есть, конечно, но они не производят никакого художественного воздействия, собранные вот так вместе (фото, видео, инсталляции, видео-документации и тома текстов). Это лишь следы прошлых проектов и тени на стенах выставочного зала.

Кураторский проект Виктора Мизиано "Невозможное сообщество". 2011

Само вручение премии, проходившее с совершенно неуместным театральным пафосом, массовкой и телеканалом «Дождь», вообще превратило «Инновацию» в фарс. Оценки жюри, выборы лучшего проекта – все это стало похоже на спектакль, разыгранный для публики, чтобы как-то обосновать распределение средств и мест на символической арт-лестнице. (Не считая того, что награждение часто является награждением самих себя, и почетное место победителя государственной премии - этакое "переходящее красное знамя".)

Таус Махачеа. Фотография "Быстрые и неистовые" - первое место в номинации Новая Генерация

Может быть, именно поэтому в Москве временами разражаются настоящие скандалы: такие, как с арт-группой «Война» в прошлом году, а в этом году с «Pussy Riot». Затхлая атмосфера присуждений и канонизации неожиданно взрывается, и сама жизнь, во всей своей необузданной брутальности, вываливается на сцену, заставляя всех себя заметить.

 

Анна Ландихова