Пресс-показ Премии PinchukArtCentre: эмоции и провокации

Каждое открытие в PinchukArtCentre сопровождается напряженным ожиданием. Особенно, когда речь идет о таком формирующем молодое поколение украинских художников событии, как выставка номинантов Премии PinchukArtCentre 2015. Но нервничают не столько гости пред-показа, сколько сами художники и организаторы. Пока последние отстреливаются под прицелом телекамер, в глубине залов продолжаются подготовительные работы. Интрига нарастает, вызывая желание поскорее покончить с горьким кофе без сахара и бежать «туда».

 

Гости экспозиции «Патриоты. Граждане. Любовники…», Карлос Мотта, 2015, PinchukArtCentre 

 

Однако больше всего эта выставка запомнится мне не музыкальным посланием от «южных славян» Коли Карабиновича и не книгой Ромы Михайлова, собранной из листов вагонов, памятующих трагедию крымско-татарской депортации 44-го. И даже не «телефонной» комнатой Даши Кольцовой, преследующей в корне не столько художественную, сколько терапевтическую цель. Каждый из проектов раскрыл темы национальных, социальных и личных катаклизмов – на самом высоком уровне, достойном статуса номинанта.

 

Даниил Галкин, «При помощи удаленного управления», 2015, контактные сети, бетонные блоки

 

Это открытие врезалось в мою память благодаря двум вопросам, заданным во время пресс-конференции заместителю арт-директора PinchukArtCentre – Бйорну Гельдхофу. Потому, что в этих вопросах сосредоточился весь тот разрыв в понимании, который продолжает демонстрировать медиа-среда по отношению к современному искусству. Разрыв, который уже который год подряд пытается преодолеть не только PinchukArtCentre.

 

Очевидно понимая contemporary art как синоним «эпатажа», один из журналистов пресс-конференции спросил, не хотелось бы художникам добавить «больше провокации, больше крови, больше порнографии»? В конце концов, «больше секса и агрессии»?

 

Не сказать, чтобы этот вопрос витал в воздухе. Однако оживление, которое он вызвал, говорило о том, что бесплодная, но крепкая ассоциация современного визуального искусства со «скандалом» продолжает занимать умы многих представителей масс-медиа. Как и 8 лет назад, когда PinchukArtCentre только привез Кунса и Хёрста в Украину, медиа- сфера продолжает представлять себе современное искусство не как возможность шире взглянуть на вещи. А как экзотичную танцовщицу, от которой ожидается ярких, а лучше всего – скандальных зрелищ. И, согласитесь, это очень удобный объект для спекуляций.

 

Не поддавшись на ожидание, Бйорн ответил точно по сути: «В современном искусстве достаточно провокации, но не той, о которой вы говорите. Это намного более тонкие вызовы, более тонкие вопросы, о которых вам, наоборот, не хотелось бы говорить». Например, добавлю от себя – проблемы ЛГБТ-сообществ, которые в Украине, по негласному общественному договору, традиционно и практически всегда остаются за экраном какого-либо внимания. И которым посвящена выставка «Патриоты. Граждане. Любовники…», созданная на грант Future Generation Art Prize 2014 сидевшим по левую руку от Бйорна колумбийским гостем Карлосом Моттой.

 

Наверное, на этом можно было бы и остановиться. Но поскольку у спрашивающего продолжала крутиться та же пластинка, следующий вопрос  был логическим продолжением предыдущего. «А не стоит ли добавить в искусство больше эмоций? В нем столько интеллекта, но так мало эмоционального содержания!» – прозвучало не столько как журналистский вопрос, сколько как личная жалоба. И я, признаться, затаила дыхание: не верилось, что за оставшиеся до конца конференции пару минут Гельдхоф успеет в полной мере отразить вопрос. Тем более, когда на нем лежала ответственность быть «адвокатом» не только конкретных проектов 16 номинантов, но и – защищать само понятие современного искусства.

 

Но он это сделал: «Если вы говорите, что вам не хватает эмоций в той или другой работе, значит, у вас не было времени на эту работу. В каждом произведении есть эмоции. Но, конечно, они не очевидны. Поэтому, чтобы понять работу, надо дать себе время пожить ею и проникнуться».

 

Роман Михайлов, «Радиф. Последний ребенок», 2015, металл, видео

 

На этом, пожалуй, я остановлюсь, дабы не пересказывать проекты номинантов и дать возможность каждому совершить собственное погружение. Не сверяя свое впечатление с мнением критиков, а думая лишь о том, что здесь и сейчас. И именно ему – пытаются сказать обретшие плоть невесомые рисунки Ани Звягинцевой, натянутые провода Даниила Галкина  или черно-белый дом Кати Ермолаевой. А, если повезет, то и стать случайным слушателем того самого, до боли нужного сейчас, интерактива от Даши Кольцовой.

 

Выставка номинантов в PinchukArtCentre ждет своего зрителя до 10 января. Как всегда, с 12:00 до 21:00, кроме понедельника.

 

Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2015. Фотограф: Сергей Ильин, Александр Пилюгин

 

***

 

Об авторе

 

Елена Егорушкина – арт-критик. Лауреат I премии IV Искусствоведческого конкурса Stedley Art Foundation.