Проект "Вкус жизни" на ART-KYIV сontemporary 2010
Олеся Авраменко о проекте "Вкус жизни" - работах творческой группы художников «Вкус жизни», созданных в Каневе в рамках нового пленерного проекта"«Каневские импрессии". Работы проекта "Вкус жизни" экспонируются в рамках ART-KYIV сontemporary 2010 8-14 ноября.
Кураторы проекта Олеся Авраменко и Елизавета Бельская
Сергей Cавченко "Ужин на двоих"
В сентябре 2010 года Арт-лаборатория «Княжа гора» совместно с Институтом проблем современного искусства Национальной Академии искусств Украины и агенцией художественных проектов «Персона» положили начало пленерному проекту «Каневские импрессии». Последняя декада сентября и первая декада октября стали временем работы двух творческих групп над темами «Вкус жизни» и «Ландшафты».
Первый пленер «Каневских импрессий» мы назвали «Вкус жизни». Идея возникла, когда выяснилось, что «Княжа гора», где предполагалось работать, это — арт-отель, и в нем есть ресторан с авторской кухней Юрка Вербило. Вот мы и подумали, что искусство не случайно имеет собственную «кухню», а талантливую стряпню называют искусством. Авторское профессиональное «меню» у каждого творческого человека свое, и у каждого собственный вкус. Поэтому шеф-повар стал практически полноправным членом пленера и наравне с живописцами творил свои блюда.
Валерия Трубина "Туман"
Так о вкусе, вкусах, вкусном в еде, жизни, искусстве протекали десять сентябрьских вечеров подряд вдумчивые беседы художников за дружеским столом наполненным блюдами украинской и европейской кухонь с авторскими нотками шеф-повара Юрка Вербило.
Именно феномен вкуса в разнообразнейших ракурсах рассмотрели художники в своих работах, обратившись к философии и эстетике, к наследию мирового кинематографа, литературы и, главное, — к собственному опыту. Эта широкая тема каждый раз разрешалась абсолютно индивидуально, являя зрителям весьма неожиданные результаты поисков: «Бродягу» — задумчивого жирафа, блуждающего каневскими просторами (Игоря Гусева), «Неоновое молоко» (Александра Верещака), привлекающего своим флуоресцентным сиянием и настораживающего синтетичностью, «Киевский торт» (Татьяны Гершуни) с колоритом фотографий книги «О вкусной и здоровой пище» времен юности наших родителей, добывавших его большим терпением, — выстаивая с утра в огромнейших изнервничавшихся очередях; фитообоями (Ксении Гнилицкой) с трансформированным в орнаментальный мотив изображением «Тарасовой горы» или монументом Шевченко, отвернувшемся от зрителя (Леси Хоменко), экспрессивным и острым «Ужином на двоих» (Сергея Савченко), сумеречным, почти средневековым «Каневским рассказом» (Ильи Исупова), абстрактными изысканными композициями (Наты Трандафир) и поэтичным «Туманом», романтичными небесами и далями (Валерии Трубиной).
Александр Верещак. Неоновое молоко.
Таким образом, свою специфическую особенность восприятия прекрасного, осмысления и превращения собственных реакций продемонстрировали Верещак Александр, Гершуни Татьяна, Гнилицкая Ксения, Гусев Игорь, Исупов Илья, Савченко Сергей, Трандафир Ната, Трубина Валерия, Хоменко Леся. Они эмпирически, кто неосознанно, а кто сознательно наследуя Канта и Гегеля, подвергли сомнению универсальные понятия вкуса, особенно относительно оценки и восприятия, как окружающей реальности, так и художественных произведений.
Результаты работы пленера были экспонированы под открытым сентябрьским небом на вновь отстроенном причале «Тарасова гора» в Каневе и вот теперь квинтэссенция наработанного группой демонстрируется на АРТКИЕВЕ в Мыстецьком Арсенале.
Илья Исупов "Каневская история"
Истоки «Каневских импрессий»:
«Каневские импрессии» — проект новый, оригинальный достаточно амбициозный и, надеемся, динамичный и перспективный. Каждой творческой группе принципиально задается тема ( вполне широкая, чтобы художники не чувствовали давления), она дисциплинирует, помогает работать целостно, в проекте. «Каневские импрессии» воплощают и развивают идею создания в Каневе неформального творческого пространства, где продуцируются и распространяются новые художественные идеи и тенденции. Краткий, почти экстремальный срок работы группы — 10 дней — побуждает художников к собранности и концентрации. Результаты изумляют не только зрителей, но и авторов. Участники пленера живут в арт-отеле. Арт-отель — явление в мире известное и популярное, хотя и эксклюзивное, но в Украине их очень мало, ведь их организация требует не только времени и материальных ресурсов, но и обладания вкусом и решительностью. Например, для эксперимента, на который пошел Юрий Сташкив. «Княжа гора» —это не раз и навсегда оформленное и эстетически организованное помещение, это живой, дышащий дом, где достаточно часто меняют экспозицию.
Ксения Гнилицкая. Тарасова гора.
А для того, чтобы живопись была соразмерна и органична этому дому, его хозяин организовал Арт-лабораторию «Княжа гора» и приглашает художников пожить в отеле, погостить и поработать. Художники приезжают сюда вот так гостить-работать начиная с 2007 года, среди них — львовяне Сергей Савченко, Роман Романишин, киевляне — Анатолий Криволап, Анна Криволап, Николай Журавель…. Они стали уже добрыми друзьями хозяина-мецената. А теперь круг гостей резко расширился. Существует еще и историческая подоплека феномена возникновения «Каневских импрессий». Канев настолько яркое живописное место, что именно здесь лет пятьдесят подряд проходили летнюю практику студенты Киевского государственного художественного института (ныне Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры). И хотя теперь институтская база заброшена и практически разрушена, но аура этого места, облюбованного когда-то еще гениальным Шевченко, исполнена творческих вибраций и притягательна для художников.
Татьяна Гершуни "Киевский торт"
Арт-лаборатория «Княжа гора»
директор: Катерина Довгайло
год основания: 2007
ул. Днипровская, 1
Канев, Украина, 19000
e-mail: persona-art@ukr.net
«Persona» Art Projects Agency
основатель: Олеся Авраменко
директор: Елизавета Бельская
год основания: 2010
бульв. Леси Украинки, 24
Киев, Украина
тел.: +38 (068) 119 39 50
+38 (067) 445 78 62
e-mail: persona-art@ukr.net
olavra@ukr.net
eliza-art@ukr.net