Производство телесности
7 февраля в Центре визуальной культуры НАУКМА состоялось открытие выставки «Украинское тело», которое стало наиболее громким в этом новом году. Известные украинские художники и кураторы представляют критическую оптику рассмотрения того, чем является сегодня наше тело. Фокус выставочной работы направлен на те социальные и политические проблемы, с которыми сталкиваются различные проявления телесности в современных условиях нашей жизни.
Вова Воротнев, «Синяя панель»
Казалось бы, говорить о теле и телесности должно быть так приятно и легко, особенно сегодня, когда мы окружены бесконечными симулякрами «прекрасного». Однако тело – это та физическая реальность, которая может представить нашему испытующему взгляду не только удовольствие, но и боль, не только «личное», но и «политичное». Наши тела и телесные практики с особой чувствительностью отражают те социально-политические проблемы, которые не являются видимыми. Но невидимы они только на первый взгляд.
Оксана Брюховецкая, «Тело №»
Думаю, что это утверждение из области «здравого смысла»: вопросы, связанные с нашим телом и его телесными практиками, мы привыкли решать в своем узком кругу, если не индивидуально. Любая телесность, как и самое яркое ее проявление – сексуальность, несет в себе массу проявлений коллективного непристойного, того, о чем не следует говорить и что не следует показывать «приличному» человеку в «обществе».
Артур Белозеров, «Суперженщина Лариса. Чемпионка мира по бодибилдингу, учительница младших классов Лариса Прищепа»
Объединяя под одной рабочей платформой искусство, науку и политику, Центр визуальной культуры и кураторы выставки ангажируют к табуированной в публичном поле телесности. То, что, якобы, приватно, скрыто, стыдно, но, что свойственно всем нам, выносится на поверхность.
Оксана Брюховецкая серией больших рисунков «Тело №» показывает агамбеновское «голое» тело – беззащитное в отсутствии своей социально-политической значимости.
Тело замерзающего бомжа, побирающегося в твоем мусорном контейнере дедушки или еще совсем молодой женщины, живущей на улице – такие тела взывают к социальной жалости и справедливости. В этом контексте стоящий рядом «Личный щит» Лады Наконечной якобы «ограждает» вас от нежелаемых бедняков, разбросанных по улицам и подворотням. Ограда эта действительно физически ощутима, что и подтверждается фактом жесткой капиталистической сегрегации на «своих» и «чужих», имущих и неимущих.
Лада Наконечная, «Личный щит»
К телу-товару, продающемуся оптом и по частям (кто почку, а кто и целого ребенка), обращается своими настенными рисунками Никита Кадан. Рыночные отношения при капитализме позволяют совершать подобные сделки всюду, и место Украины в этой системе – поставка подобного «сырья» не только на отечественный, но и на мировой рынок.
Никита Кадан, «Продажные»
Владимир Сай, выставивший слепленные человеческие изображения из куриных шкурок, также показывает «мир как супермаркет».
Владимир Сай, скульптура из куриной кожи
Владимир Сай, «Кожаная Венера»
Макс Побережский демонстрирует популярную тему конструирования наших тел различными идеологиями и практиками. Интерактивная инсталляция «Культуризм» сообщает о том, насколько внутреннее, наше приватное, телесное, буквально работа наших физических органов и организмов определяются внешним, публично обусловленным, приемлемым и идеологически правильным.
Украинское тело и украинская власть – Николай Ридный в своем видео «Совет» («Рада») совместно с Анной Кривенцовой показывает два соответствующих друг другу представления. Видеоизображения в два полных экрана вагины и парламента/Верховного Совета невольно заставляют задуматься о том, где начинаются и где заканчиваются границы моего тела, кто их устанавливает.
Гражданский активист Саша Володарский выставляет не просто свежую роботу, но свежую кровь. И опять свою. Задокументированный перформанс-акция демонстрирует выкачанную из вены кровь, запаянную в зеленую бутылку. Володарский не понаслышке знает, что делают или могут сделать со свободой воли, тела и слова известные властные структуры, отвечающие за физическое и моральное насилие над нашими телами. Насилие, которое мы все время наблюдаем и чувствуем на «собственной шкуре». «Политическая система неминуемо создает условия для существования преступности – без преступности отпадает необходимость в политике как таковой» – указано в его листовке «Кровь для заключенных». Проблематизируя не только само понятие «политические преступления», связанного с цензурой на слово и мораль, Саша ставит вопрос и о существующем статусе политзаключенного.
Александр Володарский, «Зленая бутылка, наполненная красной жидкостью»
Анатолий Белов с серий рисунков «Мое порно - мое право», по сути, поднимает тот же вопрос политики тела в сегодняшнем законодательстве, запрещающем откровенные проявления неугодного тела. Закон о цензуре слова, морали и уголовном преследовании за хранение и производство порнографии – что это значит для моего тела? «Мое тело – мое дело» – гласит слоган его проекта. Мастурбируя и снимая это на свою камеру, я являюсь распространителем порно? У меня не должно быть публично артикулируемых вопросов о том, что происходит с моим телом? Моя сексуальная идентичность должна одобряться государством? На рисунках Белова эти и другие вопросы прорываются через все рамки нормативных представлений о телесности.
Анатолий Белов, «Мое порно - мое право!»
Евгения Белорусец заключает социальную тему выставки, показывая серию фотографий о квир-паре украинцев. Гомофобный закон, рассматривающийся парламентом и вот-вот запускаемый в действие, оставляет нас в жестких бинарных координатах «выработанного» традиционного гендера, непринимающего людей третьего пола, квир-идентичностей, транссексуалов и даже гомосексуалистов. Исключенные их социального поля, «больные», извращенцы – такие «диагнозы» выносит им общественная мораль, за которой теперь усилился и законодательный контроль.
Итак, украинское тело безусловно стоит рассматривать в его (со)отношении с социальными и материальными условиями, в которых мы существуем. Вне этих условий никакого «свободного», «моего», неотчужденного тела просто нет. Эти условия в свою очередь всегда политически обусловлены и «поддерживаются» законодательным контролем за их выполнением.
Любовь Маликова, «Популяция»
Саша Курмаз, фото
Таким образом, каждый из художников объективирует триаду «тело – общество – политика», исходя из собственной чувствительной наблюдательности, обращая наше внимание не только на знакомые нам проявления телесности/сексуальности (А. Курмаз, В. Воротньов, В. Сай, Л. Маликова), но и на совершенно вытесненные, исключенные тела, которые не имеют официального права на существование и которые вынуждены за него бороться (А. Володарский, Е. Белорусец, О. Брюховецкая, А. Белов).
Елизавета Бабенко