Прощай, духлесс!
Без торжества, без традиционного пафоса и красной ковровой дорожки прошло награждение номинантов премии Pinchuk Art Prize 2013. Победитель был, в общем-то, известен заранее: Жанна Кадырова, серп и молот молодого украинского искусства. Она давно заслуживала главного приза. Не только приза Пинчука, а вообще, в принципе. Хотя главный приз она и так, без формальностей, держала в руках последние несколько лет.
Жанна Кадырова на фоне своей работы "Монументальная пропаганда". Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2013. Фотограф: Сергей Ильин
Почему «Монументальная пропаганда» оказалась самой важной?
Эта работа стала символом того, чего больше нет. Стиль, в котором выполнена «Пропаганда», отсылает к традициям советского монументализма. К методу, который больше не используется в современном публичном пространстве. Не используется, в первую очередь, потому что монументальная мозаика ассоциируется у нас со «всем советским», а от «советского» мы бежим как ошпаренные.
Жанна Кадырова, "Монументальная пропаганда". Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2013. Фотограф: Сергей Ильин
Наряду с методом, который уже не используется, в работе эксплуатируются образы, которых больше не будет. Главного персонажа «Монументальной пропаганды» Жанна вытянула из рекламной страницы в журнале Vogue. Молодой парень, которого мы могли бы охарактеризовать как «модного, стильного, современного» - такой типичный представитель среднего класса, которого в Украине нет. Персонаж пелевинского «Поколения П» или даже скорее минаевского «Духлесса» (его герой ближе к реалиям, чем Владлен Татарский). Шампанское, фейерверки, диаманты, дорогие часы, красный кабриолет – на все эти детали образа есть массовый информационный спрос (рассматривать картинки), но нет спроса экономического, потому что, смотри выше, нет среднего класса. В сочетании с советской стилистикой, которая использовалась для эксплуатации кардинально противоположных образов, это вызывает сильный когнитивный диссонанс.
Работа Кадыровой – это прощальный поцелуй эпохе гламура. Норковым шубам, бриллиантовым колье, Asti Martini, красным дорожкам и баснословным тратам на пустяки. Мы вошли в новую эпоху – эпоху рационализма. В обществе, в котором все вышеперечисленное считалось показателем успешности, теперь вызывает презрение. Теперь «быть в тренде» - значит много и хорошо работать, нести ответственность за свои слова и действия, делать что-то полезное, тратить деньги с умом и думать о будущем.
Происходящие нынче события многим открыли глаза на реальность и заставили переосмыслить свою роль в социуме. Сейчас топ-менеджеры помогают строить баррикады, «звезды» шоу-бизнеса готовят бутерброды для простых людей (хотя понятие «простой человек» очень условно), арт-кураторы привозят на Майдан кастрюли с борщом, а известные художники охраняют порядок наряду с трудягами с заводов. Произошел разлом в подкорке общественного сознания, и кадыровская «Пропаганда» – этакий взмах платочком уходящему в небытие «Духлессу».
А наш «привет» новому миру – это недооцененный жюри мининский «План побега из Донецкой области». Инсталляция, которая благодаря одному названию стала теперь невероятно актуальной. Для Pinchuk Art Prize Рома сделал два «Плана»: один – мрачный, безвыходный, созданный еще в 2011 году, когда бацилла надежды на лучший мир еще не распространялась по воздуху. Второй план был нарисован детьми, он пестрит красками и наивными образами в естественно примитивистской стилистике. И хоть структурно второй план является частью первого, в нем видится возможность выхода. Мининская работа подчеркивает то, о чем многие сейчас забывают в повседневной борьбе за жизнь в нормальном государстве: на изменения требуется время. План побега из мрака уже готов, но попасть в «дивный новый мир» удастся не сразу, не через день и не через год. Для того, чтобы условно детский «План» воплотился в реальность, нужно много и хорошо работать. Ну, а с «духлессами» мы уже, к счастью, разобрались.
Роман Минин, План побега из Донецкой области, 2013
Роман Минин, План побега из Донецкой области, 2013
Екатерина Сергацкова