Прошлое в настоящем: история возникновения искусствоведческих журналов
Искусствоведческие журналы уже давно являются неотъемлемой частью художественного процесса. Более того, они формируют общественное мнение, задают культурные тренды, вносят ясность в неясное современное искусство, осмыслить которое нынешняя скорость времени не даёт никаких шансов. Между тем, у арт-журнала есть своя история возникновения, точнее - множество историй-предтеч, которые и привели к тому, что издания об искусстве сегодня заняли особую устойчивую нишу в мире современных медиа. Что же cделало их такими особенными и откуда возникла необходимость их появления - в этом мы и попробуем разобраться.
Статья из ART UKRAINE №5(29-30) сентябрь-ноябрь 2012.
Для этого придётся отправиться на несколько веков назад, во вторую половину XVII столетия, когда эпоха Просвещения только зарождалась, а европейское книгопечатанье набирало свои обороты. Развитие наук способствовало необходимости популяризировать и регулярно освещать достижения учёных, а также писать о различных общественных событиях. Так, усилиями советника парижского парламента Дени де Салло в 1665 году во Франции появился первый в истории человечества журнал - Journal des savants. Предприятие Салло, которое нам видится сегодня столь простым и привычным, было для XVII века настоящим открытием. Научная общественность была удивлена, что столь простую и одновременно плодотворную идею, которая ускорила прогресс науки, никто до сих пор не осуществил.
Дени де Салло привлек немало достойных людей эпохи, своих коллег-ученых, таких, например, как Ги Патен, аббат Вурзеис, Гомбервиль, Шаплен - благодаря чему такой непростой проект получил столь высокий уровень исполнения, предлагая качественные материалы. Более того, де Салло предлагал читателям присылать свои комментарии, тем самым реализовав принцип обратной связи. В этом же журнале появились первые иллюстрации: карты, схемы, гравюры, рисунки. Одной из первых и наиболее любопытных иллюстраций стал рисунок вши, размером 50 см. Тут же мы видим и примеры удачного маркетинга: для того, чтоб расширить читательскую аудиторию, аббат де ля Рок (следующий редактор) в описание журнала удачно добавил - «Краткий сборник обо всем удивительном, что происходит в природе, и обо всех самых любопытных открытиях в науке и искусстве». Франция стала колыбелью журнального дела и послужила примером для всех остальных стран Европы.
Что касается семантики “журнала” - здесь всё понятно: слово заимствовано из французского языка и дословно означает дневник. Но гораздо интереснее обстоят дела с словом magazine, вошедшим в английский язык на обозначение журнала. В 1731 году Эдвард Кейв - редактор The London Magazine (или Gentleman's Monthly Intelligencer), первого в Великобритании журнала, в описании которого значилось: журнал о литературе и искусстве, употребил производное от арабского makhazin (пер. - склад), произнеся его на французский манер как magazine. Удивительно, что в начальной школе многие из нас путались на уроках английского языка, называя магазин магазином. Именно это значение и закладывал мистер Кейв, называя своё детище “складом информации”.
Журналы, специализирующиеся исключительно на визуальном искусстве, сформировались только в двадцатом веке, когда искусствоведение как наука получило широкое развитие и в нём сложился целый ряд школ и направлений. К тому времени сформировалась соответствующая целевая аудитория и осознанный потребитель. А на протяжении двух предыдущих веков публикации об искусстве во всех его проявлениях были частью научных и литературных журналов и попадали в категорию таких, что могут быть интересными эрудированному читателю. Именно так: задолго до появления глянца, переводящего тонны бумаги с целью помочь своему покупателю убить время и потратить деньги, множества изданий, желающих развлечь широкого читателя или попросту заставить его не думать, а просто потреблять, журналы конца XVII века ориентировались на человека образованного, чьи интересы, помимо, скажем, цен на товары массового производства, включают также латинскую поэзию и философию. Не секрет, что под такими интеллектуалами-читателями подразумевались исключительно мужчины (вспомним вышеупомянутый The Gentleman's Magazine). Равно как и создавались журналы руками сильной половины человечества, не оставлявшей половине слабой ни малейшего шанса приобщиться к обществу эрудитов.
В XVIII веке появляются предтечи будущих арт-журналов. Литераторы и философы вынашивали критические материалы, печатный станок уже не был диковинкой - всё сошлось и привело к появлению самиздата вроде «Diskurse der Maler» швейцарского писателя Брейтингера в 1721 году. В 1754 году во Франции появляется журнал наук и изящных искусств “Bibliothéque des sciences et des beaux-arts”, журнал “Museum” в Великобритании (1749 г.), но они, равно как и некоторые им подобные издания, канули в Лету и не сохранились в архивах истории.
Начало XIX века ознаменовалось появлением художественных журналов и на территории Российской империи. Первым из них стал Журнал изящных искусств, издаваемый в Москве в 1807 году профессором Московского университета И. Ф. Буле. В плане первого выпуска задачи журнала были обозначены так: “распространять художественные знания и содействовать сколько ни есть возвышению вкуса в обширнейшей России”. Содержание вышедших номеров было очень разнообразно и носило серьезный характер: печатались статьи об итальянских художниках XVI—XVIII веков, об античной скульптуре, древнерусской иконописи и русских граверах. В третьем номере журнала была опубликована статья Н. Ф. Кошанского (он же переводил статьи, представлявшиеся на латинском языке) «Каков должен быть истинный художник», которая интересна как выражение эстетических требований времени. В этой статье автор старается определить отличия художника от ремесленника и ученого. «Сие слово, – пишет Н.Ф. Кошанский о понятии «художник», – означает человека, посвятившего себя Искусствам, кажется, только изящным; ибо тех, кои занимаются механическими, называют особо ремесленниками. – Однако ж Поэта и Музыканта мы не называем Художниками, потому что они, кроме известных знаков и тонов, не употребляют никакой ручной работы».
В 1823 и 1825 гг. Журнал изящных искусств издавался Василием Григоровичем в Петербурге и знакомил читателей с биографиями великих художников прошлого, историей и теорией искусства, крупнейшими художественными памятниками и новостями искусства в России и на Западе. Интересно, что уже двести лет назад структура журналов об искусстве была очень похожа на современную. Журнал изящных искусств предлагал такие разделы: 1. История художеств, 2. Обычаи, обряды и костюмы древних и новых народов, 3. Словесность, 4. Биографии великих художников, 5. Художества в России, 6. Критика, 7. Смесь. - предлагая художественную критику, детальный анализ произведений, биографии художников, переводы статей и литературных произведений, зарубежные новости.
Стоит отметить Живописное обозрение (1835—1844, Москва) - первый в России научно-популярный иллюстрированный журнал энциклопедического характера, имевший целью «распространение полезных сведений между всеми званиями читателей». К арт-изданиям этот журнал отнести нельзя, ввиду его широкой тематической направленности, но он включал разделы науки, искусства и знания и изящные художества и был первым изданием, ориентированным на популяризацию искусства. В это же время в Петербурге появилась Художественная газета, которая публиковала материалы, освещавшие культурную жизнь столицы, помещала также очерки о русских и зарубежных деятелях искусства, статьи по истории искусства различных стран. Издаваемый Петербуржской академией художеств Вестник изящных искусств пропагандировал реалистическое искусство, печатал статьи по русской и зарубежной живописи современной и прошлых эпох, большое внимание уделял иллюстрации, фототипии, политипажу.
На рубеже XIX -XX веков La Belle Époque европейской истории произвела на свет и прекрасное, и большой на него спрос, и потребителя. Поэтому неудивительно, что в период между 1890 - 1914 годами появляется множество журналов, специализирующихся на искусстве. Причём помимо журналов, изначально ориентированных на богему, высшее общество и интеллектуалов, в связи с демократическими движениями того периода возникает ряд изданий, ставивших целью распространение художественных знаний в народе.
Одним из наиболее знаковых журналов того периода стал Мир искусства, издаваемый в Петербурге с 1898 по 1904 гг. Созданный C. Дягилевым с целью пропоганды творчества русских символистов, Мир искусства стал рупором новых веяний в искусстве и во многом определил развитие русской культуры на переломе столетий. Издатели Мира искусства - участники одноимённого кружка писателей-символистов - предоставляли читателям широкие возможности для знакомства с мировой художественной жизнью тех лет, предлагая статьи и заметки А.Н. Бенуа, И.Э. Грабаря, В.В. Кандинского, отрывки из сочинений видных западных теоретиков искусства, обзоры иностранных изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современной русской и западноевропейской живописи и графики. Как писал один из идеологов этого журнала Дмитрий Философов, для Мира искусства первостепенно была важна “забота о “плотной начинке” журнала, обилие в нём мыслей и слов”.
В это же время (1893 г.) в Великобритании появляется журнал о визуальном искусстве The Studio, который в наши дни можно было бы запросто назвать хайповым. The Studio отслеживал модные эстетские тенденции в искусстве от ар-нуво до более авангардных и первым придумал пригласить именитого художника для создания одной из обложек (им стал Одри Бёрдслей). Тем временем (1902 г.) в Нью-Йорке появился известный и по сей день журнал ART News, который, хоть и публиковал статьи о старом и новом искусстве и много разной информации о художественной жизни Планеты, в первую очередь цели ставил перед собой коммерческие. За ним в 1913 году последовал Art in America, который и до сегодня считается одним из наиболее авторитетных на рынке, а сам себя именует “ведущим в мире арт-журналом”.
Что же касается Украины, то здесь особое внимание необходимо уделить журналу Искусство и печатное дело (1909–10), позднее переименованному в Искусство. Живопись. Графика. Художественная печать (1911–12), и затем - Искусство в Южной России. Благодаря развитию цветной печати, которая активно использовалась в журнале, Искусство и печатное дело был очень прогрессивным и по форме и по содержанию. Журнал уделял внимание истории украинского искусства, исследованию народных художественных традиций, школам, мастерским и фотостудиям Украины. В журнале сотрудничали В.Я. Брюсов, М.А. Врубель, Ф.Л. Эрнст и другие представители культуры.
Журналы, специализирующиеся исключительно на визуальном искусстве, появились только в ХХ веке, когда произошло развитие искусствоведения как науки и в нем сложился целый ряд школ и направлений. К тому времени сформировалась соответствующая целевая аудитория и осознанный потребитель. Сегодня формат арт-журнала уже настолько совершенен, что современные редакторы заседают по ночам с креативными директорами, придумывая новые, оригинальные решения верстки и дизайна, формы и содержания. Но, по большому счету, за последние два столетия изменилось мало, и разрыв веков и поколений в нашем воображении преувеличен.
Достаточно заглянуть в библиотеку искусств, которая архаичностью своих каталогов кажется настолько неуместной в мире, где поиск информации производится в несколько кликов. Там ещё можно найти подшивки журналов столетней давности и от номера к номеру проследить, как журнал об искусстве приобретал знакомые нам формы: как появлялась реклама, талоны на подписку и прочие неизменные атрибуты современного арт-издания. И когда библиотекарь выносит рассыпающиеся журналы Аполлон за 1911 год, ожидаешь чего-то очень устаревшего, никак не связанного с реальностью нынешнего века. Но уже с первых страниц текста, быстро приспособившись к чтению “еров” и “ятей”, с головой погружаешься в страсти от искусства, которые не уступают современности: похищение Джоконды, громкие премьеры, провальные театральные сезоны, соблазнительные цены на номера в гостинице Метрополь и скидки на квартальную подписку.
ТОП 10 самых влиятельных журналов о современном искусстве за последние сто лет
Art in America (1913, США) - одно из самых старых и влиятельных в мире изданий о современном искусстве. Не ограничивается исключительно арт-явлениями Соединённых Штатов. Сотрудничество со всемирно известными культурологами, искусствоведами и арт-критиками позволяет редакторам наполнять журнал новостями, статьями и обзорами мировых событий.
ArtReview (1949, Великобритания) - одно из ведущих британских изданий, имеющее широкую читательскую аудиторию. Славится ежегодным рейтингом: 100 самых влиятельных фигур современного искусства. В 2011 году подвергся критике китайского правительства за размещение художника-дисситдента Ай Вэйвэя на первом месте в рейтинге.
Artforum (1962, США) - лучше всего этот журнал описывают слова автора книги Seven Days in the Art World Сары Торнтон: “Для искусства Artforum значит столькоже, сколько Vogue значит для моды, а Rolling Stone - для рок’н’ролла”.
Flash Art (1967, Италия, Англия, США) - всегда являлся мировым рупором европейских культурных событий. В шестидесятых публиковал статьи об Arte Povera, представляя это движение всему англоязычному миру. Среди авторов журнала числятся наиболее знаменитые сегодня критики, кураторы: Франческо Бонами, Массимилиано Джиони, Юко Хасегава, Ханс-Ульрих Обрист, Акиле Бонито Олива и другие.
Artlink (1981, Австралия) - финансируемый федеральным бюджетом, журнал информирует об актуальных процессах в мировом современном искусстве. Один из первых арт-журналов на континенте. Распостраняется не только в Австралии и Новой Зеландии, но и в США.
Parkett (1984, Швейцария) - одно из наиболее интересных арт-изданий, выходит всего два раза в год и стоит целых сорок евро. Но цена совершенно оправдана, журнал сам по себе является произведением искусства: его вёрстка и дизайн часто выступают на первый план и читателю хочется детально изучать каждую страницу, иллюстрированную рисунками, специально созданными ведущими современными художниками. Если читатель зайдёт на сайт журнала, тут же увидит: Error 404: Page not found - создатели журнала подходят к своему труду с юмором.
frieze (1991, Великобритания) - появился на волне бума современного искусства в Англии 90-х, связанного с деятельностью группы художников Young British Artists. Поэтому часто возникают ассоциации с выставкой Freeze, организованной YBA.
ArtAsiaPacific Magazine (1993, Австралия) - самый старый англоязычный журнал, посвящённый современному искусству Азии, Тихоокеанского региона и Ближнего Востока. Среди приглашённых авторов многие современные художники, хорошо известные в Украине: Такаши Мураками и Цай Гоцян.
Артхроника (1999, РФ) - считается самым авторитетным русским журналом о современном искусстве, уделяет большое внимание как самому художественному процессу, так и арт-рынку. Издатель Артхроники Шалва Бреус также является учредителем Премии Кандинского.
Art+Auction (2001, США) - must have для всех, кто инвестирует в изящные искусства, антиквариат и всё, что для серьёзных коллекционеров представляет интерес. Журнал отслеживает последние новости арт-рынка и проводит инсайдерскую разведку, раскрывая основные тенденции в деятельности художников, определяющих современное искусство.
Ася Баздырева