Псевдолитовские пейзажи

В контексте происходящих событий сложно не искать в современных произведениях искусства политический оттенок. Выставка под названием «Псевдолитовский пейзаж», которая открылась 14 декабря в галерее ЦЕХ, представляет творчество известного литовского художника Линаса Ляндзбергиса. Несмотря на напряженную внутреннюю ситуацию в Киеве, Линас собирался приехать на открытие своей выставки с женой и десятимесячным ребенком. Очевидно, процесс интеграции неизбежен, и, если бюрократы не хотят, чтобы мы были с ЕС, то европейские художники приедут к нам сами.

Традиция воспевания сил природы  стихий и «священных ландшафтов» осталась у литовцев на генетическом уровне. Кроме того, что страна омывается Балтийским морем и около 30% ее территории покрыты лесами, Литва была одним из последних языческих государств Европы.

В этом контексте известный литовский художник Линас Ляндзбергис выглядит хулиганом, который, создавая лирические пейзажи, словно нарочно разбивает их яркими «вставками». Резкая цветная геометрия «встроенных» мультимедийных изображений создает эффект коллажности. В результате, мягкий классический фон начинает казаться почти абсурдным.

 

Линас Ляндзбергис, "Три гранаты, три короля", 2011


Считается, что пейзаж - относительно молодой жанр живописи. Он трансформировался в самостоятельный тематический элемент, в первую очередь, благодаря творчеству импрессионистов. Расцвет же этого типа живописи связан с изобретением красок в тюбиках, что позволило художникам работать за пределами своей мастерской.

В современном урбанистическом пространстве пейзажи вокруг нас имеют свойство постоянно меняться. И чуть ли не единственный способ сделать «стоп-кадр» - это попытаться визуально зафиксировать их. В работах Линаса присутствует противостояние «расслабленной реалистичности» и китчевых «визуальных вирусов», они как будто находятся в постоянной динамической борьбе. Кое-кто видит в работах Линаса легкую грусть за постимперскими амбициями потомков Великого княжества Литовского.

Линас предлагает посмотреть на живописные ландшафты с символической точки зрения. Несмотря на их визуальную пестроту, они достаточно метафоричны. Иронию его художественного жеста подчеркивают названия работ, которые одновременно и создают сюжетное напряжение. Так, одна из работ посвящена Теду Качиньскому, американскому математику-анархисту, который почти 20 лет посылал по почте бомбы ученым и руководителям предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы или занимающихся разработкой компьютерных технологий. На картине «Я еще не все тебе сказала, дорогой» нарисован коктейльный столик с бокалом и карманным пистолетом. А единственными кругообразными объектами в работе «Два апологета современного искусства в научных кругах» являются нимбы. Работа «Последнее фото клана» почти трагическая, поскольку достаточно легко спрогнозировать судьбу кеглей над пропастью.

 

Линас Ляндзбергис, «Два апологета современного искусства в научных кругах», 2011


Линас Ляндзбергис, «Последнее фото клана», 2012


Находясь в семантическом поле этой выставки, трудно удержаться от цитирования Бодрийяра и его теории симулякров (копии того, чего на самом деле не существует) так же, как и от принципа монтажа образов Жижека. Живописные полотна проекта «Псевдолитовский пейзаж» могли бы быть прекрасными иллюстрациями к книге под названием «От эпохи Возрождения до Постмодерна». В результате сочетания романтических фонов и ярких импликаций, пейзажи Линаса передают атмосферу контрастной современности. Очевидно, они отсылают зрителей к наблюдению ландшафтов другого типа, совсем не природных, и вовсе не литовских.

Выставка организована при поддержке Посольства Республики Литвы в Украине и продлится с 14 декабря по 8 февраля.

Линас Ляндзбергис - родился в 1965 году в Вильнюсе. В 1989 году окончил Академию художеств. Работает в жанре живописи, видео-арта, инсталляции и перформанса. Член Союза художников Литвы. Участник Литовского креативного союза с 1999 года. Участвовал в более чем 30 групповых и персональных выставках в разных странах мира: Германии, США, Великобритании, Италии, Дании и т.д. 

 

 

Лина Романуха