Pussy Riot: «У нас господствуют равные права без понтов»
В ноябре 2011 года московская группа Pussy Riot привлекла внимание русскоязычного Интернета видео и фотографиями со своих перфромансов на станции московского метрополитена и на крыше городского троллейбуса. Акционистки в ярких шапках-балаклавах, через которые были видны только глаза и рты, провели нелегальные концерты, на которых звучали песни вроде «Путин зассал» и «Убей сексиста». Во время последней акции сезона зима-2012 Pussy Riot прорвались в храм Христа Спасителя и устроили панк-молебен «Богородица, Путина прогони».
Статья из ART UKRAINE № 2(27) март-апрель 2012. Рубрика ТЕМА НОМЕРА
Участницы группы придерживаются строгой анонимности, с медиа общаются исключительно в шапках, а себя идентифицируют как «ой-панк-группа». Но музыкальная составляющая их творчества заметно уступает политической: вместо поклонниц и поклонников на такие «концерты» регулярно наведывается российская милиция, а целевая аудитория узнает о них из интернет-новостей. Поэтому деятельность Pussy Riot - это не столько панк-музыка, сколько политический перформанс и феминистический акционизм. Московские феминистки, впрочем, расценивают призывы к насилию в текстах группы как дискредитацию идеи феминизма. Для них Pussy Riot – это подмена реальной социальной базы неудачно эстетизованными клише.
Между тем украинская публика воспринимает Pussy Riot через сравнение с отечественными акционистками - FEMEN. С точки зрения истории искусства, ключевым фактором сходства FEMEN и Pussy Riot является направленность их перформансов на медиа, что свидетельствует о важной роли медиа-акционизма как специфической для информационного общества формы взаимодействия искусства и политики. Речь идет о том, что в обоих случаях художественным объектом являются не тела акционисток, вписанные в определенное время и пространство (как это было в классическом перформансе - от венского акционизма к Марине Абрамович), а их документация, публикация и реакция аудитории. Вместе с тем нельзя не заметить полной противоположности двух версий репрезентации женской телесности: FEMEN оперируют готовым, заимствованным из мейнстримной сексистской культуры образом женщины-объекта, воплощением которого является обнаженная женская грудь, тогда как Pussy Riot полностью его отвергают, предлагая новый, эмансипативный образ женщины-панка.
Pussy Riot на репетиции
Надежда Парфан Кого в истории искусства и феминизма вы считаете своими предшественниками?
Pussy Riot Это суфражистки, Эммелин Панкхьорст и ее соратницы, эсерки, советские авангардные художницы - Степанова, Мухина, Розанова - с их попыткам противостояния мачизму в искусстве, Нина Хаген, ОРЛАН, Сара Лукас, Guerrilla Girls, Валери Соланас, Катрин Брейя, Вера Акулова .
- Какую форму феминизма исповедует Pussy Riot?
- Это третья волна феминизма: нам близка проблема нестандартных гендеров, мы антиэссенциалисты, конструктивисты. Нас волнует переработка самого понятия феминизма, которое первоначально отталкивалось от возможности объединения всех женщин мира по признаку пола. Невозможно достичь культурного и символического равенства, опираясь на исторически обусловленную рядом политических и экономических причин полярность «мужчина-женщина». Мы предлагаем больше говорить о разнообразии гендеров, о существовании гендерквиров, а наш феминизм мы называем квир-феминизмом, делая акцент на том, что ни один человек на 100% не соответствует половым стандартам.
Акция Pussy Riot "Освободи брусчатку"
- Есть ли в группе мужчины? Как у вас построены мижгендерные отношения?
- Мужчины в группе есть, но не среди тех, кто выступает. Нам важно показать, что женщины сами могут делать смелые политические высказывания. Восприятие общества устроено таким образом, что, когда в коллективе есть мужчина, все сразу думают, что это лидер и идеолог. Мы же выстраиваем безлидерные, горизонтальные отношения внутри группы и не хотим провоцировать такое иерархическое восприятие нашего коллектива.
Мужчины среди документаторов и технической команды. Есть феминисты, есть квиры. Межгендерные отношения внутри группы построены в соответствии с «феминистским кнутом»: у нас господствуют равные права без выебонов.
Акция Pussy Riot "Богородица, Путина прогони"
- Чем обусловлена анонимность участников коллектива?
- Мы создаем нестандартный женский образ: не даем милого женственного лица, которое является обязательной составной любого женского музыкального коллектива, в том числе рок-коллектива. Вместо лица у нас маска, которую мы вынуждены надеть.
Выступление Pussy Riot перед собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве
- Откуда идея выступать на / в общественном транспорте?
- Общественный транспорт - прекрасное место для выступлений, и удивительно, что его так редко используют художники. Всегда интересно выходить на новую и пока еще не подготовленную публику. Кроме того, не надо просить разрешения у властей - ты сам выбираешь условия, место и время. У нас нет никаких личных связей в общественном транспорте или в других режимных местах. Мы каждый раз репетируем, поэтому все проходит благополучно.
- Что для вас важнее: присутствие в городе или в Интернете?
- Наши выступления неотделимы от документации: большинство людей, которые их смотрят, делают это через Интернет. Безусловно, важна также реакция людей на месте. В одном выступлении такой реакции больше, во втором - меньше. В туре «Освободи брусчатку», например, реакция публики была очень широкой. Нас снимали на телефоны, улыбались, просили исполнить еще, некоторые ругались. Концерт на крыше спецприемника вызвал слишком яркий отклик людей, которые там сидели после протестов 5 декабря, они хлопали в ладоши и кричали. Реакция же медиа на выступление на Красной площади была более показательной и широкой, чем зрителей на месте, хотя некоторые и на месте кричали: «Продолжайте!»
Надежда Парфан
Фото предоставлены Pussy Riot