Райнальд Шумахер: «Сегодня особый шик — заполучить украинского художника»

Куратор кино-программы Манифеста 10 Райнальд Шумахер совсем недавно приезжал в Киев на открытие своего нового проекта — выставки современного украинского искусства «А теперь? Сила искусства. Украинское искусство в период кризиса, раздумий и скорби» в муниципальной галерее «Лавра».


ART UKRAINE поговорил с Райнальдом об особенностях проекта, в рамках которого представлены работы Марии Куликовской, Даниила Галкина, Анатолия Белова, Алеси Хоменко и других молодых художников, о его видении украинской художественной среды, а также о том, что он думает о бойкоте биеннале современного искусства Манифеста 10, которая вскоре состоится в Санкт-Петербурге.


Попутно Райнальд Шумахер посетовал на отсутсвие коллекционеров, специализирующихся на отечественном молодом искусстве, рассказал об институции международного уровня, которой он планирует заниматься в Киеве, а также о том, что его ужасает в украинском искусстве.

 

Райнальд Шумахер во время открытия выставки «А теперь? Сила искусства» в галерее Лавра

 

 

В последнее время в Украине открывается множество выставок, которые посвящены теме Майдана. Чем ваш проект отличается от всех других?


Я не проинформирован на сто процентов об этих выставках, однако думаю, что они в большей мере апеллируют к факту существования Майдана, а также к событиям, произошедшим там.

Я понимаю, что Майдан — очень важная точка отсчета, после которой общество может строить что-то новое, но я здесь для того, чтобы сфокусироваться на самом искусстве, которое работает в другом временном поле и говорит шире, не ограничиваясь одним событием. Я надеюсь, что большинство представленных работ имеет шанс на жизнь вне своего контекста, ведь они говорят на глобальном языке искусства.

 

 

То есть вопросы из картины Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?», о которой вы упомянули, рассказывая о проекте, актуальны в рамках этой выставки? 

 

Скажем так, экзистенциальные вопросы, которые актуализирует эта картина, обычно задают в философии, религии, а также в хорошем искусстве, в превосходном искусстве. И да, я думаю что представленные работы дают некие ответы, или намеки (улыбается).

 

Открытие выставки «А теперь? Сила искусства» в галерее Лавра

 

 

В название выставки вынесен вопрос «А теперь?». Что же сейчас, по вашему мнению, переживает украинское искусство?


Это сложный вопрос. На мой взгляд, во время всех этих событий художники не раз задавались вопросом о значении искусства, а также о своей роли.

Сейчас крайне важно быть вовлеченным в процесс создания демократической системы, это ответственность каждого. Конечно, искусство —  не политический инструмент и не может решать эти проблемы, однако искусство — инструмент рефлексии, помогающий по-другому увидеть вещи, в которые ты всегда верил. Я думаю, главное, что нужно сказать — многие украинские художники (не только представленные на выставке) серьезно пересмотрели то, что они делают.

 

 

 

На выставке много политического искусства?

 

На мой взгляд, все искусство политическое, или, вернее, все хорошее искусство — политическое. Конечно, в экспозиции нет искусства пропагандистского, оно не навязывает свое мнение, не говорит, что хорошо, а что —  плохо. Однако оно дает публике возможность пересмотреть свою позицию, и в этом смысле оно политическое.

 

 

Каково общее настроение этой выставки?

 

Я бы сказал, что оно поэтично-лиричное.

 

 

То есть лиричность можно назвать основным трендом?

 

Нет, не думаю, что это тренд. Мне не нравится идея трендов в принципе. На мой взгляд, здесь представлено восемь абсолютно разных художников со своим собственным видением.

Роль куратора во время проведения групповой выставки заключается в том, чтобы наполнить смыслом пустое пространство между работами. В момент, когда зритель увидел одну работу и идет к другой – от одного космоса к другому – с ним должно что-то произойти. Задача куратора: сочетать работы так, чтобы наполнить смыслом это пустое пространство. Здесь происходит так же.

 

Но если говорить о чем-то общем, то во всех этих работах есть грусть, несомненно страх и надежда, много надежды. Я думаю, выставка отражает настроение, в котором находится страна в целом.

 

 

Интересно ли сегодня украинское искусство в Европе?

 

Я живу в Берлине и должен отметить, что в последнее время, вследствие того, что Украина упоминается во всех новостях, галереи начали резко интересоваться этой страной. Сегодня особый шик – заполучить украинского художника.

 

 

Контактировали ли вы с украинским искусством до начала работы над проектом? 

 

Да. Как куратор я ответственен за коллекцию Deutsche Telekom, которая фокусируется на восточноевропейском искусстве с 2010 года. Поэтому время от времени мы просматривали то, что происходит в украинском искусстве, ездили на открытия в PinchukArtCentre. Однако, должен заметить, что мы относились к этим работам немного скептично и никогда не хотели приобрести их.

 

 

Почему? 

 

Долгое время мне казалось, что ваше искусство относится к постсоциалистической живописной школе, что оно очень повествовательно, а это, возможно, и любопытно в своем роде, но не настолько, чтобы заинтересовать меня.

Однажды на Венецианской биеннале я посетил украинский павильон, где была выставлена большая, чересчур декоративная инсталляция одной художницы, и ужаснулся. Кому есть до этого дело? Ради чего потрачено столько усилий?

А совсем недавно я узнал, что это далеко не полная картина того, что происходит в вашей художественной среде.

 

 

Как вы нашли тех украинских художников, которые вам интересны?

 

Это долгая история. В случае с этой выставкой мне пришлось использовать не совсем традиционный метод поиска.

Возможно, это и наша ошибка, но мы не нашли ни одного украинского коллекционера, который специализировался бы на современном молодом украинском искусстве. Общение с человеком, который хорошо разбирается в этой сфере на месте, очень бы помогло.

Однако, учитывая, что коллекционеров нам пока не удалось привлечь к сотрудничеству, мне очень помогли сами художники. Их советы о том, куда стоит пойти и на что посмотреть, пусть и касались в основном их друзей, но помогли глубже проникнуть в суть происходящего.

На этой выставке представлена лишь небольшая группа тех, кто мне показался интересным. Но мы не собираемся ограничиваться только этим проектом, так что осталось еще много художников, с которыми нам было бы интересно сотрудничать.

 

 

С кем, например?

 

Мне понравились работы Никиты Кадана, Анны Звягинцевой, Лады Наконечной и некоторых других.

 

 

По какому критерию вы отбирали работы для участия в этом проекте?

 

На мой взгляд, между художественной средой и публикой в Украине должен развиваться диалог. Именно поэтому большинство представленных работ основаны на актуальных событиях и созданы в эстетике современного искусства, что дает возможность посетителям связать эти произведения с происходящим вокруг, получив при этом эстетический опыт.

 

 

Вы расписали программу своей деятельности в Украине на год вперед. Расскажите об этом поподробнее.

 

Мне кажется, нет смысла в проведении единичного проекта: для того, чтобы развивать современное искусство в Украине, нужна повторяемость. В наших планах – проводить индивидуальные и групповые выставки, а также привлекать сюда молодых зарубежных художников. Последнее необходимо для того, чтобы местная художественная среда могла ознакомиться с современными произведениями в реальности, а не через интернет.

 

 

Вы планируете проводить все это здесь, в галерее «Лавра»? 

 

Пока что ситуация с административной структурой городской галереи не совсем ясна, так что этот вопрос остается открытым.

Стоит подчеркнуть, что мы хотим создать небольшую институцию, которая сможет играть международную роль. Она станет площадкой, на которой будут выставляться украинские и зарубежные художники. Важная часть этого проекта – быть вовлеченным в международный контекст, сделать галерею местом, о котором будут знать везде.

 

 

Что вы, как куратор кино-программы Manifesta 10, думаете о бойкоте биеннале?

 

Я прекрасно понимаю, почему свое участие в биеннале отозвали  многие художники — по-своему они совершенно правы.

Мы же решили не останавливать свою работу, потому что Манифеста — отличная платформа для осмысления сложившейся политической ситуации, а также шанс показать систему, которая совершенно сошла с ума и движется в очень плохом направлении. Искусство — не то оружие, которое может остановить это движение, однако оно может создать пространство для либерального мышления.

Ситуация с Крымом открыла дорогу на биеннале проблемным для России темам, например, гомосексуализму и феминизму. Работы, затрагивающие эти вопросы, появились как на выставке, так и в кино-программе. От страха перед тем, что всплывет крымский вопрос, они стали пропускать другие неудобные ранее темы.

 

 

А как вы думаете, крымский вопрос всплывет?

 

Мы не знаем того, что художники готовят для Манифесты. Со своей стороны мы открыты для любых тем. Однако мне кажется, что этот сложный вопрос не подходит для осмысления в столь короткий период.