Реальность Анголы глазами уличного художника V. TRSHR

Об особенностях африканского искусства рассказывает V. TRSHR - уличный художник из Одессы, побывавший в Анголе.

Реальность Анголы

Прошло два месяца с тех пор, как я прилетел в Луанду, столицу одной из самых богатых стран Африки. Ангола, расположенная на берегу Атлантического океана, была открыта португальской экспедицией мореплавателя Диогу Кана. Перелет из Киева через Франкфурт занял около полутора суток, и в итоге я оказался в соврешенно другом мире, и по климату, и по укладу жизни далеко отличающемся как от нашей страны, так и от Европы в целом. Такое количество темнокожих ранее я видел только в фильмах и клипах. Гражданская война в Анголе закончилась более 8 лет назад, из-за этого туризм здесь практически не развит, а для въезда в страну требуется отдельная виза, которую выдают на очень краткие сроки.

Луанду изначально назвали фортом Сан-Паулу-ди-Луанда, который с конца 16 века являлся административным центром колонии и  главной базой португальской экспансии в Анголе, а в 17-18 веках - одним из основных центров работорговли. Природа здесь типично африканская - сплошные саванны, поросшие баобабами, заросли папируса, тропически непроходимые джунгли и пустыня Намиб.

Время года - противоположное нашему сезону, и сейчас, в то время как в Украине зима, здесь жаркое лето. Обычно температура колеблется в пределах +24…+26, и так длится до самого холодного месяца июля, когда она понижается до +16.

Основная часть народа Анголы - это этнические группы - овимбунду, амбунду и баконго, кроме того, здесь до сих пор существуют племена, которые живут как будто в каменном веке. Люди ведут размеренный и спокойный образ жизни. В 2008 году Ангола была самой дорогой страной мира. Цены на товары и жилье, а особенно технику, настолько высоки, что расслоение общества по материальным ценностям здесь очень значительное. На улицах города белый человек выглядит как бельмо, на которое смотрят с интересом и в какой-то мере с неприязнью, но все зависит от квартала, в котором ты находишься. Белые жители - это либо ассимилированные португальцы, либо туристы, причём по городу они передвигаются исключительно на такси или личном транспорте.


Во время часа пик движение  в столице  превращается в полный дебош – типичным для улиц этого города явлением стали редко загорающиеся в центре светофоры, полное отсутствие мест для стоянки, причём припарковаться можно где угодно и как попало. Самый удобный вид транспорта  – мопеды, все с номерами, большая часть ретро, на каждом углу стоят итальянские вариаторные Веспы.

В городе есть Музей Анголы, основанный в 1938, где представлена коллекция естественноисторических экспонатов, а также Музей Дунду, в котором хранятся историко-этнографические памятники.

Также в Луанде существует Национальная и муниципальная библиотека, где собраны лучшие африканские поэты и писатели, такие как Луандину Виейра, Пепетела и др., а также шедевры мировой литературы. Запись устного творчества народов Анголы ведется с конца 19 в. В 1882 начал выходить первый литературно-художественный журнал “Futuru di Angola” (“Будущее Анголы”) на португальском и кимбунду языках.

Спросив про какие-либо галереи или выставки, я изначально был уверен, что ответ будет отрицательным. Никаких музеев современного искусства мне никто так и не подсказал. Все  африканское искусство представлено на местных рынках. Самый большой рынок, до которого ехать из столицы в пригород около получаса на такси ,– Бенефига.

Здесь можно увидеть статуэтки людей и животных, ритуальные маски, лепную керамику, выделку из шкуры и плетение, изделия из соломы, украшенные традиционным красно-черным геометрическим орнаментом. Самый большой интерес вызывают маски, так как они более всего остального отличаются формами, выражениями и эмоциями. Из холстов особенно выделялась графика, нанесенная на тонкий слой песка из пульверизатора под трафарет. Популярны также мотивы, символизирующие Африку - пальмы, баобабы, нагие женщины, племена и просто абстракции в теплых тонах.  Такое ощущение, что сотни картин написал один и тот же человек. Я провел на этом конвейере искусства Анголы практически целый день.

Что касается граффити, хотя эта культура здесь только-только начинает зарождаться, но о ней тут знает чуть ли не каждый подросток. Найдя какой-то строительный магазин, я в итоге купил несколько аэрозольных баллончиков плохого качества и по высокой цене. В  очереди на кассе стоял за мальчиком на вид лет 10-ти с которым пообщался практически на пальцах. Он также покупал краску и объяснил, что он идёт писать на стене возле своего дома.

Поездив достаточно по улицам Луанды, можно заметить протестантские  надписи, ненормативную лексику, фразы из текстов песен, имена, надписи партий, как на португальском, так и на языках африканских народностей. Возле места, где в этом году проходил первый кубок африканских наций по футболу, я видел 2 шрифта с изображением злых баллончиков выполненных в классическом легком вайлд-стайле, что действительно удивило и порадовало, так как не одной больше работы подобного уровня замечено не было.


За то время, которое нахожусь в Анголе, я сделал одну работу в  геометрическом стиле возле берега города Намибе (когда рисовал в Луанде, на заброшенной охраняемой территории, меня поймала местная полиция). Шрифт своего стрит-нэйма, в виде нововозведенного дома из которого веет дымом, уютом и благополучием, я сделал на заброшенном разрушенном старом куске строения. К сожалению, финальные фото женщины стоящей внутри моего граффити и кормящей в это время своего ребенка, засветились с остальными кадрами пленки с этого города, и сохранился только процесс рисования. Местный парень, который заинтересовался тем, что я рисую, помог мне окончить работу, а оставшаяся краска была роздана зрителям.