Рэспубліка Беларусь. Кровавый театр абсурда
Центр Визуальной культуры при НаУКМА продолжает держать руку на пульсе политического искусства. Сегодня там проходит «Белорусская весна 2011» - фестиваль репрессированной культуры Беларуси. В рамках фестиваля предполагается ряд мероприятий: перформансы, дискуссии, мастер-класс. В том числе с 25 апреля по 13 мая в Староакадемическом корпусе НаУКМА проходит выставка «Особый режим» - художественное осмысление лагерной реальности, в которой живет белорусское общество.
Мы привыкли к мысли, что в Беларуси действует мягкий вариант советского режима. Белорусам мы часто сочувствуем, порой относимся с иронией. Выставка «Особый режим» предлагает такой ракурс, при котором до смешного абсурдное приобретает трагические тона, когда уже не ясно, плакать или смеяться. Трудно сейчас поверить, что в соседней стране работает самая настоящая Оруэловская машина террора. Трудно представить ситуацию, когда на уровне рефлекса люди не позволяют себе публично осуждать власть или давать интервью иностранным СМИ. Для наших соседей стало нормальным ожидать арестов и пыток, иметь под рукой теплые вещи, уметь спать при свете.
Видеоинсталляция Вадима Замироускага, «Плошча 2010» представляет хронику минских событий 19 декабря. Тогда спецназом был разогнан «майдан» - мирная демонстрация, протестующая против фальсификации президентских выборов. Через несколько дней после выборов было арестовано 700 человек, против 50-ти альтернативных кандидатов, их пресс-секретарей, журналистов завели уголовные дела. Выступивших на белорусском «майдане» держали в тюрьме, добиваясь признания в организации массовых волнений. Люди, осмелившиеся выступить против действующего президента, до сих пор сидят в тюрьмах.
Юрась Навицки. "Кровавое воскресенье"
Карикатуры Андрея Бильжо, художника, психиатра по образованию, являются не метафорами, а скорее иллюстрациями происходящего в жизни белорусов. Среди тысяч осужденных по шаблонным обвинениям: «участие в несанкционированной демонстрации», «выкрикивание антигосударственных лозунгов», действительно оказалось несколько глухонемых.
Андрей Бельжо. "Лука не Мазай"
Андрей Бильжо – это тот самый «врач-мозговед», рассказывавший в программе Виктора Шендеровича «Вместе» истории из своей работы в «маленькой психиатрической больнице города N». Не изменив своему трагикомическому амплуа, художник смеется над жутким, там, где больше ничего не остается. Основной герой его карикатур - Петрович, сборный образ современного маленького человека.
Адрей Бельжо. "Красная шапочка-3"
Триптих Юрася Навицкага «Игра спящего разума» и другие работы созданы по зарисовкам тюремных интерьеров, сфотографированных на мобильный, тайно пронесенный в камеру. Это калейдоскопическая медитация над пространством Жодинского СИЗО.
Юрась Навицки. "Коляды в СИЗО"
На выставке также представлен белорусский вариант «Процедурной комнаты» Никиты Кадана, в знак солидарности с белорусскими репрессированными.
Никита Кадан. "Процедурная комната"
На открытии выставки у стола с фотографиями политзаключенных собралась толпа. Организаторы пытались максимально приблизить к нам темную сторону белорусской реальности. Несогласные с режимом Александра Лукашенко жестко преследуются. А цензура пресекает любую утечку компрометирующей власть информации. Все: и фотографии задержанных, и выписки из их личных дел, и возможность послать им открытки со словами поддержки, – призвано было обнаружить, сделать явным для нас закулисный мир белорусской жизни, который в своей абсурдности все равно кажется из Киева почти нереальным.
Анна Ландихова