«Ретроспектива» Добрыни Иванова

В галерее Project Space с 4 августа до 2 сентября проходит персональная выставка Добрыни Иванова.  

Добрыня Иванов


У каждого настоящего есть свое будущее, которое освещает его, и которое исчезает вместе с ним, становясь прошлым-будущим”, - утверждал Жан-Поль Сартр. Исследование механизма восприятия времени и создание неких “слепков памяти” в ее различных ипостасях – от ассоциативных портретов (“Одноразовые люди”), до социальной утопии (“Надежда”), стали темой персональной выставки Добрыни Иванова “РЕТРОСПЕКТИВА”.

Совмещение разных проектов в едином выставочном пространстве небольшой галереи удалось за счет интересно выстроенной последовательности, когда зритель имеет возможность постепенно рассмотреть все виды памяти – от массовой до индивидуальной. В проекте  “Надежда” художник показывает крах ожиданий строителей “светлого будущего”, живущих без перспектив на улучшение жизни, но с надеждой на космическое будущее супердежавы. Интерьер, переносящий зрителя в среду реального обитания Homo Soveticus работает как детектор лжи,  демонстрируя призрачность Великих Надежд.

“Камни основания” - копия надгробий на Аллее Славы, созданные художником в натуральную величину из отшлифованной до зеркального блеска нержавеющей стали. Эффект рефлексирующей поверхности использован здесь с целью изменения контекста. “Теперь мало кто помнит войну и погибших на ней людей – говорит Добрыня Иванов, - а сам символ надгробия используется совершенно искусственно, он уже не несет своего первоначального смысла. Эффект зеркала, в свою очередь, говорит о том, что не стоит зацикливаться на формальности, поскольку она создает пустоту”.

“Камни основания” по мнению куратора выставки Виктории Бурлаки, “заставляют задуматься о памяти – коллективной и личной, той, с которой нас связывают эмоциональные узы, и о “холодном” мифе, который навязывает общество. В социуме существуют узы между людьми и поколениями, но они достаточно эфемерны. Это подчеркивает отражающий эффект зеркальных плоскостей – мы, таким образом, видим себя в других, и других в себе”.

Проект "Без названия"

Индивидуальная память людей, абсорбированная в старой одежде из секонд-хенда, исследована Добрыней Ивановым в проекте “Без сознания”. Различные истории, неожиданные приключения и сильные эмоции, которые впитала в себя одежда за то время, когда ее носили бывшие хозяева,   “впитались” в нее и со временем стали единственной ценностью тряпок. “Я хотел привлечь внимание к этому явлению - памяти одежды, для этого мне пришлось отказаться от ее функциональности”, - комментирует художник.

Проект "Надежда"

В “капсулах  времени” сохранились ассоциативные портреты случайно встреченных людей, от которых в воспоминаниях художника остались лишь незначительные штрихи: “Начав издалека, я случайно наткнулся на очевидный механизм работы памяти”. Трансформируя эти фрагменты памяти, Добрыня создал ряд “портретов” из опилок, коры, стружек, значков, проволоки и других неожиданных бытовых элементов, переосмыслил их эстетически и превратил в самостоятельные композиции, помещенные в пластиковые контейнеры. Разглядывая “Одноразовых людей”, зритель может воссоздать эту цепочку снова, переживая уникальный опыт сотворчества памяти автора инсталляции со своей собственной памятью.

Ирония и оригинальность – постоянные составляющие творчества Добрыни Иванова, исключением не стал даже Ноев Ковчег, посвященный более чем серьезной теме Конца Света. Каждая инсталляция художника заставляют работать зрительское воображение, дарит простор для собственных размышлений и полностью исключает страшный грех однообразия. Из масштабных проектов разных лет Добрыня Иванов сделал интересную “РЕТРОСПЕКТИВУ”, с четко выстроенной концептуальной канвой и ясно читаемым месседжем.

 

Елена Шапиро