Революционные художники в революционном Харькове

Немногим более месяца назад в Харьковской Муниципальной галерее проходила выставка «Время Флуксуса». В переводе с латыни “флукс” – это “свободное течение”. Художник Джеф Перкинс рассказал, что его друг и коллега по Флуксусу, организатор и идейный руководитель этого уникального международного объединения в 1960-х и 1970-х, Джордж Мачиунас, восхищался социализмом и не раз говорил, что центр Флуксуса должен был быть в Советском Союзе. Он мечтал его посетить, но планы прервала преждевременная смерть. Мачиунаса в первую очередь привлекал безвозмездный коллективный труд и отсутствие капитализма.

 

Мечтая о социальной революции и призывая к экспериментальному, некоммерческому искусству, свободному от любых условностей и ограничений, Мачиунас создал объединение художников, которые вырвались не только за пределы музеев и галерей, впервые разрабатывая уличные и альтернативные пространства, но и вынесли само искусство в беспредельное пространство, завершая столетний процесс его авангардизации.

 

Кен Фридман. Суд Париса

 

Время Флюксуса - первая выставка, посвященная движению Флуксус в Харькове, втором по величине городе в Украине, где ровно за 90 лет до этого футурист Маяковский, портрет которого вместе с футуристическими призывами использовал в своих уличных инсталляциях в Нью Йорке художник Флуксуса Генри Флинт, рассказывал про начинающееся движение ЛЕФ (левый фронт искусств), объединявшее авангардных художников того времени, движение, которому не суждено было долго просуществовать, впрочем, как и всем авангардным начинаниям начала 20-го века, разрушенных диктатурами и приостановленных мировыми войнами.

 

В результате исторического витка после Второй мировой войны и последовавшего за ней ультра-консервативного периода, увенчанного экономическим подъемом, к концу 50-х, неожиданно выплеснулось новое, свободолюбивое поколение нон-конформистов, битников и хиппи. Если битники и хиппи в основном представляли нон-конформизм в литературе, музыке и кино, Флуксус, который тоже устраивал музыкальные и кино-фестивали, тем не менее стал символом нон-конформистского изобразительного искусства, расширяя его за пределы холстов и кистей, в области новых медиа, инсталляций, хэппенингов и перформансов.

 

Питер Малоне Черно-белая живопись

 

На выставке "Время Флуксуса" наряду с художниками, входящими в объединение Флуксус: Джордж Брехт, Ларри Миллер, Йоко Оно, Джефри Перкинс, Джордж Мачиунас, Алисон Ноулс и Кен Фридман, был представлен ряд экспериментальных художников, работавших параллельно с Флуксусом.

 

Лоуел Дарлинг, Майк Даер и Толстый (Владимир Котляров) стояли у истоков мэйл арта - важного направления, которое охватило многих альтернативных художников того времени – представляя новый вид диалога между художником и зрителем, альтернативный вариант презентации художественных произведений.

 

Вагрич Бахчанян и Валерий и Наташа Черкашины, художники из Харькова, представили тех, кто жил и работал в информационной изоляции, не зная о Флуксусе и новом искусстве. Валерий своим еще юным фото-розыгрышем попал в ту эпоху по духу, а Вагрич оказался одним из тех удивительных явлений, которым нет объяснения кроме самого факта. Он был авангард сам по себе, самоавангард, развиваясь параллельно с современным искусством, мало о нем тогда еще зная.

 

Питер Малоне, Майк Метц, Рино Теларо и Анджело Ривиелло представляли тех, кто оказался под влиянием движения Флуксус. Они пришли в искусство в конце 60-х, начале 70-х и включились в экспериментальное искусство, которое стало уже к тому времени популярным среди молодежи.

 

Особую роль сыграл Флуксус в сближении искусства и жизни. Процесс, начатый еще в 19-ом веке, с резкими прорывами футуристов и Дадаистов в начале 20-го, был фактически завершен Флуксусом, который переводил явления жизни на язык искусства, используя формат “сценария события”. Сценарии событий – это короткие записи-руководства к действию, которые мог осуществить (проиграть, как по нотам) любой человек. Одним из самых известных сценариев стал призыв Алисон Ноулс “Сделай Салат”, который навсегда превратил приготовление салата в перформанс. Йоко Оно предлагала покричать по ветру, против ветра и против стены, а Джордж Брехт, который первым дал определение такому виду творчества, превратил и явление природы в перформанс, перечислив три “события” воды: жидкость, лед и пар.

 

Кен Фридман. История Флуксуса

 

Вслед за переводом жизненных событий в произведения искусства начали появляться произведения искусства, создающие новые события, постепенно превращая саму жизнь в художественный материал, изменяя ее согласно концепции проектов. Художник Техчин Шей провел несколько годовых проектов, манипулируя своей жизнью. На один год он заточил себя в клетку, где не читал, не говорил, не смотрел телевизор и не слушал радио, но ежедневно фотографировал себя и процарапывал на стене палочки, считая дни. В другой годовой перформанс он в течение года не заходил в помещение, находясь круглосуточно, зимой и летом на открытом воздухе. Линда Монтано проводила семигодовые проекты, проживая каждый год по цвету каждой чакры. Один год она одевала все только красное, красила стены в красный цвет, ела клубнику и помидоры, на следующий год она носила все оранжевое, жила в оранжевой комнате и т.д. Этот проект должен был продолжаться всю жизнь, и хотя он повторился только дважды (в течение 14лет), пожизненные художественные проекты начали появляться приблизительно в то же время. Один из них начался в Харькове автором этой статьи* в 1984-ом году, когда Линда Монтано начала свой первый цветной год, разумеется, без малейшего понятия про Линду Монтано. Факт переезда из Харькова в Москву был символически ознаменован срезанием волос (волосы – как визуализация времени: завершение харьковского периода и начало нового, московского времени), что переросло в пожизненный проект выращивания и срезания кос раз в 4 года, в тот самый день (вечер), когда была срезана первая коса в Харькове. С конца 90-х Вагрич Бахчанян до конца жизни начинал каждый день с рисования композиции на печатном листе, называя свой проект словами Олеши “Ни дня без строчки”.

 

Не только жизнь стала проектным материалом для художников. Нидерландский художник Бас Ян Адер, который считал себя альтернативным даже к Флуксусу и который привнес в искусство понятие выносливости, риска и преодоления, погиб во время исполнения одного из своих проектов, внеся и смерть в художественный контекст. Серия его перформансов проецировалась в Муниципальной галерее рядом с сертификатом на право владеть своим ДНК Ларри Миллера и башней, сооруженной из всех столов Муниципальной галереи по одному из сценариев события Кена Фридмана.

 

Джордж Мачиунас хотел посетить Советский Союз, но ему, наверное, и во сне не снилось, что Флуксус окажется по стечению обстоятельств в самой горячей на тот момент точке Украинской революции и в самую замечательную ее неделю, после победы революции в Киеве и перед нашествием Путина на Крым, когда все было зыбко и нестабильно, но полно надежд и проектов. Джорджу не могло и присниться, что в пределах выставки Флуксуса будет созвано Муниципальной галереей революционное собрание деятелей культуры Харькова для решения важных задач и обмена мнением о дальнейших планах развития культуры в новом, свободном от коррупции государстве.

 

Это была историческая выставка для Харькова – первая выставка об объединении Флуксус. Это была и историческая выставка для объединения Флуксус.

 

 

 * Выставка "Время Флуксуса" открылась ровно через полгода (пик года) после исполнения Харькову (по официальным источникам) 359 лет. Объединение Флуксус сформировалось из выпускников класса Джона Кэйджа в 1959-ом году и Джордж Брехт впервые употребил определение “сценарий события” в 1959-ом году. Название выставки в Нью Йорке в 2013-ом году: "Время Флуксуса 1959…1969…1979…" Все представленные на выставке художники старше 59-ти лет.