«Ridicule»: Уроки труда от украинских художниц
С 9 июля по 30 августа Dymchuk Gallery представляет групповую выставку 11 украинских художниц «Ridicule», центральной темой которой является исследование проблемы реализации «женской креативности» в патриархальном художественном дискурсе через обращение к давней дискуссии «Art versus Craft». В экспозицию включены работы Леры Фокиной, Беллы Логачевой, Натальи Мариненко, Франсуазы Оз, Грыци Эрде, Ирины Озаринской, Татьяны Малиновской, Нины Мурашкиной, Татьяны Скляр, Жанны Кадыровой и Kinder Album. О выставке как о «женском искусстве с открытыми дверями» для ART UKRAINE написала Людмила Буланова-Дувалко.
В последнее время в отечественном пространстве отчётливо заметна актуализация интереса к изучению вопроса взаимодействия женщин с искусством, что выражается в практически синхронном проведении таких мероприятий феминистской ориентации, как открытие выставки «Материнство» во Львовском дворце искусств, лекция Марии Куликовской «Стратегии феминизации современного искусства», лекция «Творчиня» Тамары Злобиной в рамках лектория «Поверх феминизма», открытие выставки Kinder Album «QUI PRO QUO» в днепропетровской галерее ArtSvit.
Лера Фокина. «Светлана» (2015), «Незнакомка» (2013), «Роза» (2013) (вышивка крестиком, 40х35см)
Выставка «Ridicule», организованная Dymchuk Gallery, созвучна тенденции повышенного внимания к репрезентациям женского в искусстве, однако, фокусируется на дискуссии, нередко ускользающей от пристального внимания критиков ввиду своей «традиционности» и кажущейся завершённости. Исследование вопроса о рукоделии как «искусства за закрытыми дверями» (и в прошлом наиболее часто используемого способа художественного самовыражения женщин из-за институциональных препятствий для профессионального участия в сфере искусства) характерно для исследований представительниц феминизма второй волны. Оно отражается в таких текстах, как «Gender and Genius: Towards a Feminist Aesthetic» (1989) Кристин Баттерсби, «Почему феминизму не нужна эстетика (и почему он не может её игнорировать)» (1990) Риты Фелски, «Старые мастерицы. Женщины, искусство и идеология» (1981) Розики Паркер и Гризельды Поллок, «Женщины, искусство и общество» (1990) Уитни Чедвик. И хотя после знаменитого эссе Линды Нохлин больше не имеет смысла вести дискуссии, почему не было великих художниц, однако стоит и следует говорить о том, какими были способы творческой самореализации и самовыражения тех женщин, что не могли противостоять институциональным ограничениям и не надеялись на профессиональный успех в искусстве. Их доступ к художественному образованию был ограничен, а попытки художественного выражения казались смехотворными светилам академий художеств.
Размышляя о предметах, которые олицетворяют многовековую судьбу женщин, желавших стать художницами, но лимитированных в возможностях из-за своего пола, организаторы выставки вспомнили о ридикюле – маленькой сумочке для зеркальца, духов и рукоделия, неизменном аксессуаре дамы, наносящей визиты. Первые ридикюли – миниатюрные плетёные мешочки (лат. reticulum – сетка, плетёная сумка) – совмещали в себе функционал мешка для рукоделия и косметички, тем самым символизируя крепкие сети избранных занятий, приличествующих благоразумным представительницам женского пола. Кроме того, ридикюль являлся своеобразным отражением фантазии и мастерства женщины, так как шился самой владелицей, а также свидетельствовал о её финансовом положении, читаемом в выборе материалов для шитья и декорирования данного изделия. Немаловажно и то, что активное использование предметов, содержащихся в этой сумочке, способствовало формированию таких составляющих «вечной женственности», как вдумчивость, терпение, смирение и заботливость, а также оберегало от «неприлично жарких» разговоров, требуя концентрации внимания.
И пускай ридикюль не всегда сопровождал женщин, пробующих обрести свое место в истории искусства (как это случалось с кистями, красками, углем или холстом – верными спутниками художниц), тем не менее, именно этот атрибут прячет в себе творческие порывы и художественные экзерсисы. Поэтому выбор подобного названия для выставки стал своеобразной данью уважения неизвестным мастерицам, которым не удалось в полной мере реализовать свой творческий потенциал, а также празднованием открытости и стирания границ в современном художественном дискурсе.
Каждая из 11 участниц выставки, будучи свободной от предопределения своей судьбы и своей профессиональной реализации на основе пола, тем или иным способом обращается к декоративно-прикладному искусству: либо обыгрывая такие популярные мотивы, как голубки и цветочки, либо прибегая к техникам и материалам, характерным для женского рукодельного творчества, как-то – лепка из глины, шитье, вышивание, роспись посуды, художественная обработка дерева, создание украшений.
Из общей канвы экспозиции несколько выбиваются серия графических работ Франсуазы Оз «Проснись знаменитым», повествующие о ситуации удушающей зависимости и подчинения, столь характерной не только для известности и материального успеха, но и для места категории женского творчества в иерархии искусства. Своеобразным рефреном к золотым цепям Оз звучат украшения Татьяны Скляр, выполненные из таких диковинных материалов, как античное стекло, фрагменты антикварного фарфора, перламутр, старинный хрусталь ручной резьбы и полировки, а также фрагменты раковин и кораллов. Балансируя между экстравагантностью, сентиментальностью и романтичностью, художница уходит от нормативных стереотипов привлекательности и декоративности, создавая удивительные арт-объекты, которые сама описывает как «гламурный каннибализм».
Вид экспозиции «Ridicule»
Некоторая мрачность украшений Скляр перекликается с портретами бездомных женщин, вручную вышитых Лерой Фокиной на диванных подушках – символах домашнего уюта, покоя и безопасности, безвозвратно утраченных тремя персонажами: Розой, Светланой и Незнакомкой. Изображая судьбы своих героинь, запечатлённые на их лицах, художнице удаётся рассказать как о социальной эксклюзии и невидимости женщин, живущих на улице, так и о стирании границ между образами и сюжетами, рекомендованными для использования в декоративно-прикладном искусстве с целью «радовать глаз и душу». Последний приём также способствует деконструкции иерархических отношений между «низким» искусством рукоделия и «подлинным» искусством, наделённым сложной концепцией и смыслом.
Дискуссия, начатая в работах Леры Фокиной, продолжается в необычайно хрупком цветочном «Букете» Жанны Кадыровой и в декоративных тарелках Грыци Эрде с иллюстрациями из серии «Dead Flowers». В случае с букетом стоит говорить как о соотношении хрупкости и монументальности самого объекта, так и о противопоставлении недолговечности срезанных цветов с неистребимой традицией поздравлять ими женщин, отождествляя адресатов поздравлений с весной, красотой и молодостью. В свою очередь, сюрреалистичная цифровая графика Эрде, напечатанная на тарелках, скорее свидетельствует о том, насколько далеко мы ушли от понимания обязательности владения женщинами навыками ремесленного труда и принятия рукодельных занятий как повинности. Автоматизация процесса декорирования помогает художнице идентифицировать себя в качестве художницы, а не мастерицы. Также и Татьяна Малиновская, создавая живописные вариации на тему вышитых образцов в своих работах «Tribute. Традиционное решение» и «Tribute. Together», отдаёт должное традиционным техникам и образам и одновременно празднует свободу в выборе медиумов для реализации творческих порывов.
Грыця Эрде. Из серии «Dead Flowers» (2014)
Несмотря на то, что, по мнению Нины Мурашкиной, ключевым моментом соотнесенности её работы с остальными проектами экспозиции является принадлежность к женскому полу, ее объект «Ридикюль. Любовь» предстаёт квинтэссенцией стереотипной феминности как на уровне формы, так и содержания, игриво вопрошая жемчужными бусинами: «А какие секреты и личные истории таятся в твоём ридикюле?». Один из ответов на этот вопрос читается в живописном «Анамнезе» Kinder Album, фиксирующем историю преемственности поколений и одновременно высмеивающем этот сюжет женского опыта, столь часто возводимый в ранг естественного и нормативного.
Работы Ирины Озаринской и Kinder Album
Переосмыслением одной из наиболее ценимых и значимых украинских культурных традиций, – вышивки, – отмечена работа Беллы Логачевой – «ДНР». Разработка Нового Украинского Орнамента (НУО) была результатом сублимации художницы во время наиболее трагичных событий антитеррористической операции на востоке нашей страны. Новые орнаментальные схемы богаты образами и символами украинской военной повседневности, чётко визуализируя критические высказывания авторши относительно сложившейся социально-политической ситуации в Украине. Однако особого внимания заслуживает «ручной вклад» Логачевой, которая, как и Лера Фокина, вручную вышила свое произведение, сознательно потратив на этот процесс несколько месяцев, будто обращаясь к той самой медитативности и смирению, обещанных патриархальной культурой мастерицам предыдущих поколений.
Белла Логачева. «ДНР» (2015, вышивка крестиком, лён, канва, нитки мулине 42х50см)
В то же смысловое поле, что и вышивка Беллы Логачевой, попадает инсталляция Натальи Мариненко «Птичий bizarre», состоящая из видео и керамических фигурок голубей и головы коровы. Используя глину из Славянска, художница создаёт образ паразитирующих и «вечно-все-загаживающих» голубей, прочно «усевшихся на голову» корове-кормилице, от которой мало что осталось. Очевидно, что в своем проекте Мариненко остро и не двузначно комментирует потребительское и разрушительное отношение украинцев к отечественным ресурсам. Однако в контексте выставки работа обрастает новыми смыслами, один из которых сосредоточен на рефлексии относительно возможности придания концептуальных значений произведению, созданному в традиции ремесленного творчества женщин.
Обращение к столь разноплановым темам и проблемам в проектах, словно по мановению палочки извлечённых из ридикюля, формирует сложное наслоение смыслов, исследование которых представляется чрезвычайно интересным занятием. И хотя выставку «Ridicule» с трудом можно назвать демонстративно феминистской (прежде всего потому, что сами участницы выставки не идентифицируют себя в качестве представительниц данного интеллектуального течения), тем не менее, темы, озвученные в работах, безусловно, тесно связаны с феминистской критикой искусства.
Автор фото – Максим Белоусов
Об авторе
Людмила Буланова-Дувалко - арт-менджер Dymchuk Gallery, аспирантка Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова. Сфера интересов - феминистические студии.
Людмила Буланова-Дувалко