Саша Чичкан: теория заговора

Сложно найти слово, которое режет слух больше, чем слово «гламур». Думаете, с уходом 2000-х мы от него избавились? Саша Чичкан доказывает, что это явление, к сожалению, хтоническое. По мнению Саши, гламуру подвластна даже история. Такой лейтмотив её проекта «Scissors Plot», проходящего в галерее Bereznitsky Aesthetics.

 

Здесь и далее – фото с выставки Саши Чичкан

 

Как ни странно, одним из первых людей, употребивших неприятное выражение «гламур», был Вальтер Скотт. В поэме «Песнь последнего менестреля» слово означало особые чары, магическую тайну: «And one short spell therein he read: It had much of glamour might». По самой популярной теории, «гламур» происходит от французского «grammaire». Логика такова: в средние века грамотность ассоциировалась не только с переписыванием церковных текстов, но и с черной магией. Книга заклинаний – «grimoire». Будучи производным от «grimoire», «glamour» означал нечто таинственно привлекательное в человеке, волшебный шарм, заговор. Саша Чичкан разобралась во всем ворохе коннотаций, которыми слово обросло после темных веков. Персонажи ее работ – гламурные, но речь не только о том гламуре который рисуется в сознании розовой иконкой, поблескивающей стразами. Сашин проект – о китче в его историческом становлении.  О заговоре против рационального мышления.

 

 

Собирая сложнейшие коллажи из  фрагментов глянцевых журналов, Саша делает портреты гламурных героев разных эпох и абстрактные композиции. Материалами для первых коллажей, которые вошли в область искусства благодаря Пикассо, Браку, Раушенбергу, были found objects – предметы выброшенные, ненужные. Отходы зарождающегося в ХХ веке общества потребления. Современное пост-фордистское общество стало потреблять  несоизмеримо больше, только в систему товарно-рыночных отношений добавилось еще и потребление информации. Экономика большинства европейских стран ориентирована на производство информации, без которой не состоится потребление финального продукта. С исчезновением слова «гламур» в нашем обиходе само явление никуда не делось. Хоть как угодно ее назови – «гламур», «it», «мимими»  – это конструкция общественного сознания, заставляющая человека постоянно потреблять, следуя молниеносно меняющимся трендам. В эпоху информационной пресыщенности  качество информации мало кого заботит: главное, чтобы она была новой, «уникальной» (еще одно режущее слух слово). Вы приходите на работу, а в браузере уже открыты сотни вкладок с новостными и лайф-стайл  ресурсами. А если и читаете печатный журнал, то выбрасываете его через день,  потому что содержание моментально обесценивается. Постоянный поток информации, в которой каждое высказывание стремится быть сенсационным, давно стал сточной канавой, на дне которой множатся мутанты, пришельцы и масоны. Где существенное различие между репортажем  с церемонии вручения «Оскара» и новостью о том, что,  – оказывается! – миром правит тайная раса рептилоидов? Почему-то и та, и другая информация, не имеющая никакой ценности, до сих пор попадает на материальный носитель, для создания которого расходуются природные ресурсы. Используя выброшенный глянец, Саша Чичкан работает с отходами медиа. Она придает определенное лицо тому хаосу, который представляет из себя информация в современном обществе. В качестве структуры, формирующей сознание, гламур почти не уступает идеологии. Декларируемое стремление быть особенным, «волшебным образом» «очаровывать» всех, приводит к обратному результату  – информационной всеядности.

 

 

Грудь Брежнева украшают блистательные отходы индустрии, фабрикующей новости  – золотые профили инопланетян. Хотелось бы привести статистику, что в среднем 5% выходящих новостей посвящены инопланетянам, но таковой, к сожалению, нет.  Зато рядом с мифом о пришельцах в информационном дистилляторе застряла легенда о масонском заговоре. Её воплощение заняло место на погонах вождя  –  там, где должны быть серп и молот, изображены циркуль и наугольник. Кружево из циркулей, которым покрыт портрет Да Винчи – тоже отсылка к гламуру, окружающему художника, чьё творчество апроприировалось массовой культурой. Мода для Саши – не очень позитивное явление.

 

 

Говоря о  Сашиных работах, было бы не корректно подбирать к ним визуальные  аналогии или укладывать их в рамки определенного стиля, направления, окружать сложными философскими терминами. Сама она считает современное искусство сомнительным конструктом, и за дискуссиями в экспертном сообществе предпочитает наблюдать со стороны. В чем-то её можно понять. Отказ от активного участия в украинском культурном дискурсе, как минимум, освобождает Саше массу времени. Она погружается в работу. Создание каждого коллажа занимает около двух месяцев.  Портрет Да Винчи, например, состоит из 6800 полосок и 2500 бумажных циркулей (а какое терпение нужно, чтобы их вообще подсчитать!). В конце 2015 года прошёл ряд выставок, посвящённых crafted objects – предметам искусства, в которые, кроме концепции, художники вложили свой ручной труд. Самая интересная из них  – «Crafted: objects in flux», состоявшаяся в Музее изобразительного искусства в Бостоне. Сашины работы тоже хочется называть crafted objects – так подчеркнута рукотворность вещи, материальная значимость объекта, в отличии от эфемерного информационного продукта. Математический расчет потребовался, чтобы сделать глитч «Крестики-свастики». Он  работает как оптическая иллюзия: если отойти от коллажа на несколько метров, то базовые формы-кресты превращаются в солярные символы. Информацию можно реструктурировать множеством способов, если абстрагироваться и занять позицию наблюдателя. А можно даже в шутку оперировать такими проблемными конструкциями, как религия и национализм, если выйти за рамки этих систем.

 

 

Недавно на выставку зашли две дамы очень преклонного возраста. Их не смутили ни кресты, ни свастики. Вообще, у них возникла единственная претензия: «За что это вы тут Брежнева жалуете?». За то, что всегда был гламурным и трендовым, конечно.

 

 

 

 

***

 

Об авторе

 

Мария Вторушина – искусствовед, менеджер галереи Bereznitsky Aesthetics.