Саша Руденски: "Я не хочу быть человеком с Запада, который приходит и тычет пальцем"

В Украине американка Саша Руденски частая гостья. Приезжая сюда уже в который раз, она совмещает два своих основных вида деятельности - художественную фотографию и преподавание. В США, куда Саша переехала из Москвы в раннем возрасте, она преподаёт фотографию в Уэслианском университете. 

 

В художественной деятельности Саша Руденски исследует образ постсоветской личности. В своём недавнем проекте “Яркость” она портретирует образ разобщённого со своей историей человека, который не имеет культурных ориентиров, но стремится выделяться присущим его пониманию образом.

 

Саша Руденски. Из проекта "Яркость"


Украинские молодые фотографы уже хорошо знакомы с ней: ровно год назад она читала лекцию в Центре современного искусства М17 и была экспертом на 4-м Портфолио-ревю в Киеве. В этот раз она приехала в Одессу по приглашению Школы фотографии Виктора Марущенко с курсом “ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ: ФОТОГРАФИРУЯ ЕЖЕДНЕВНУЮ ЖИЗНЬ”.


ART UKRAINE встретился с Сашей Руденски, чтобы поговорить о фотографическом образовании здесь и зарубежом, а также разузнать, почему художница так сильно заинтересована в Украине.

 

Ася Баздырева Как человек с большим преподавательским стажем на Западе, в процессе работы с местной аудиторией Вы наверняка улавливаете проблемные моменты, которые свидетельсвуют о пробелах в фотографическом образовании здесь. Поделитесь наблюдениями.

 

Саша Руденски. Фото: Виктор Марущенко

 
Саша Руденски Советская система образования была очень жесткой, поскольку решала, что правильно, а что нет. В естественных науках это просто: там есть точный и правильный ответ. Поэтому они хорошо преподавались. Но в дисциплинах, где должно быть что-то серое - пространство для додумывания, оригинальность мышления - людям насильно засовывали “правильную” интерпретацию. Им диктовали, скажем, как должно понимать “Войну и Мир”.


Когда я, ещё будучи ребёнком, переехала в Соединённые Штаты, меня поразило, что из меня старались вытянуть что-то необычное. Поэтому теперь мой принцип в работе - сделать новое, оригинальное. И чем больше правил ты нарушишь - тем интересней получается. Ведь в конце-концов, в этом вся суть - сказать что-то своё. Важно, когда в образовании это становится основой. С самого начала, отталкиваясь от знаний, нужно искать собственные пути.


Принцип “делай не так, как другие” в Украине только начинается. Гуляя по Одессе, редко можно встретить фриков, в киевском метро люди похожи друг на друга, ведут себя одинаково. А заходишь в метро в Нью-Йорке - настоящий карнавал! У людей другое отношение к способу выделиться. На мой взгляд, в этом образование тоже играет большую роль. Нужно находить людей, которые могли бы здесь показать мир и рассказать, что происходит на Западе.


—То есть здесь проблема в том, что люди лимитируют себя шаблонами “правильно-неправильно”?


Да. Это может показаться слишком простым ответом, но такое впечатление есть. Студенты здесь постояно спрашивают: “А как надо сделать? Что вы хотите?” - им хочется угодить мне. Но когда я даю задания, я никогда не диктую сюжет или технику. А именно концептуальные начала, от которых люди могут отталкиваться, находить свои мысли, задавать себе вопросы. Хорошее искусство - это искусство открытое для интерпретаций, ассоциаций и отражения своего опыта.

 

Саша Руденски. Школа. Серпухов (Россия), 2005


—Что значит быть преподавателем фотографии?


В Америке, преподавая искусство на университетском уровне, в первую очередь ты должен практиковать - быть художником, профессионалом в своей художественной дисциплине. А методику преподавания можно разработать самостоятельно. Талант учить и талант делать - совсем разные вещи. У меня был опыт работы с людьми, перед искусством которых я преклонялась, но, которые, приезжая с лекциями, не могли ничего толком сказать. И в то же самое время, есть преподаватели, которые выпустили огромное количество незаурядных личностей, но в искусстве занявшие более скромное место. Преподавание - это общение с людьми. Есть харизматичнае люди, у которых контакт с людьми находится просто и это мотивирует тебя что-то делать. Преподавание - это нечто, что решается на человеческом уровне.


—Какое место в вашей преподавательской и художественной практике занимает традиция? Я заметила, что Вы часто ссылаетесь на работы старых мастеров.

 


Тодд Пападжордж


Я училась в Йеле. Наш преподавателей - Тодд Пападжордж, друживший с Гарри Винограндом, Робертом Франком, Диан Арбус, - показывал нам только классиков. При этом никто не занимался фоторафированием на чёрно-белую 35-миллиметровую плёнку. Но это была основа, от которой люди сами потом ответвлялись. Знать историю очень важно. Когда я показываю работы классиков, я не хочу, чтобы студенты им подражали, а скорее знали последовательность в истории искусства. Это как быть писателем, но не знать истории литературы, например.

 

Что касается художественной практики: я выросла в американской традиции фотографии, а не европейской. Даже не зная как, но это влияет на то, как ты видишь. Мне иногда говорят, что в моих работах странным образом сочетается американская картинка и постсоветская действительность - наложение визуальных решений, которые ассоциируются с американской фотографией, но с присущим локальной среде сюжетом.

 

Саша Руденски. "Шпагат". Из проекта "Яркость", 2011

 
—Расскажите подробнее об американской традиции...


Всё началось с чёрно-белой документальной фотографии: Франк, Арбус, Виногранд, Уолкер Эванс. Потом я открыла для себя цвет - Стивена Шора и Алека Сота.

 

Стивен Шор

 

Последний сыграл очень важную роль: его работы я нашла сама ещё когда он был малоизвестен. Книгу Сота я носила с собой как Библию. Когда я училась фотографировать цвет, в моей голове всё время всплывали его картинки.

 

Алек Сот

 

В Йеле я поняла, что могу делать инсценировки - постановочную фотографию. Тогда уже для меня открылись Филипп-Лорка ди Корсия и, в меньшей степени, Грегори Крюдсон. Есть американский художник и критик Пол Грэхем, который работает как чистый документалист, но эксклюзивно концептуально. То, какие вопросы он задаёт и как он редактирует фотографии - в этом и есть что-то абсолютно оригинальное.

 

В Украине я вижу картинки, которые мне хочется снимать; я могу раскрыть своё восприятие мира, при помощи традиции, в которой я была образована в США. Мне намного сложнее сделать что-то своё в Америке.


—Вы имеете в виду свою советскую прошивку?


Да, я до сих пор не нашла способ оставить её позади и прийти к чему-то новому. Возможно, простая психология имеет объяснение: то, что закладывается визуально в раннем возрасте, оказывает влияние на последующее восприятие мира.

 

Саша Руденски. "Празднование". Из проекта "Яркость"

 
—Насколько часто среди ваших учеников здесь встречается представление о фотографии как о документальном жанре?


Люди обычно думают, что фотография - это ходить с фотоаппаратом и ловить моменты. При том, что по стилю это больше похоже на фотожурналистику, нежели на документальную фотографию. Вот сегодня на лекции мы рассматривали постановочную фотографию, и я рассказывала ученикам, что её можно сделать так, что отличить от простого, регистрирующего реальность снимка, очень сложно.

 

Возьмём, к примеру, ранние фотографии Грегори Крюдсона или Филипп-Лорки ди Корсия, где границу между постановкой и жизнью найти очень сложно. Для моих собственных идей в фотографий - чем больше сливаются фикция и жизнь, тем интереснее.

 

Филипп-Лорка ди Корсия


—А для того, чтобы мыслить о фотографии в таких категориях, надо освоить книги Беньямина, Барта или Розалинд Краусс? Каую роль занимает философская мысль в образовании?


Мои студенты не читают теорию. Я показываю им фотографии и так мне проще объяснить мысль. Не обязательно вытаскивать идею из головы. Йель, где я училась, можно даже в некоторой степени назвать анти-интеллектуальной школой. Нам не читали курсы по теории, не задавали читать Барта, Беньямина и Краусс. Люди могли выбирать - нужно им это или нет, но самое главное - фотографировать.

 

Я вначале побаивалась, что меня посчитают недостаточно умной, поймут, что я самоучка. Но оказалось, что после liberal arts колледжа я была образована больше, чем выпускники художественных школ, где больше внимания уделяется технике. А в liberal arts колледжах только треть дисциплин связаны с искусством, остальные - с историей, литературой и так далее.

 

Саша Руденски. "Жёлтая пальма". Из проекта "Яркость"

 
Вот я заметила, что в Украине люди очень плохо пишут. Я имею в виду возможность красиво выразить свои мысли. Этому не учат. И в то же время в американском образовании огромный уклон на то, чтобы красиво, оригинально, чётко высказать свою мысль - это начало начал. Если ты художник, например, ты должен обязательно уметь описать свой проект и сделать это хорошо - податься на грант так, чтобы люди хотели тебе дать денег.

 

—Расскажите про поступление в Йель. Для этого нужно быть гениальным или богатым?


Проще: нужно прислать двадцать слайдов, эссе, которое описывает работы и тебя самого; и три рекомендации.  При мне были люди, которым рекомендации писали изветсные и богатые личности, например Чак Клоуз - его ассистент подавался три раза и столько же раз его не взяли. На момент отбора учеников на финансовую ситуацию никто не смотрит. Но после, если ты не в состоянии оплатить образование - тебе дают помощь: займ с невысоким процентом, который ты потом долго выплачиваешь. Когда я училась в Йеле, образование стоило 26 000 долларов. Мне сократили сумму до 11 000, но, поскольку их у меня тоже не было, я выплачивала долг уже после получения степени.

 

Саша Руденски. "Информация". Из проекта "Новый мир", 2011


—Я не случайно всё время Вас спрашиваю об образовании, ведь в Укриане есть не так много возможностей изучать фотографию. Многие интересующиеся находятся в постоянном поиске возможностей что-то узнать.


Образование очень важно. Самоучек-гениев, вроде Бориса Михайлова, который сам, ниоткуда в советское время начал заниматься странными штуками, - довольно мало. У большинства из тех, кто добился успеха было какое-то начало. Все у кого-то учились. Это показывает история искусства: всегда были школы, от которых после можно было отходить в сторону самооткрытий. Чтобы восставать против традиции, нужно понимать её.


Да, все мы сегодня фотографы - у каждого есть камера, как неотъемлимый атрибут имиджа. Но своих студентов в Штатах и здесь я пытаюсь отучить от банальных мотивов фотографии, а смотреть на фотографию как на язык, которому нужно учиться - с грамматикой и правилами. Хотя единственное правило у меня: создавать меньше правил.


У людей часто мастерство и виденье ассоциируется с техникой: если кто-то сделал так, как я не смог бы - тогда это искусство. А если так, как я могу или, как мне кажется, я могу - у этого уже нет никакой ценности. Это надо переломить. Хорошо, что Школа Виктора Марущенко даёт своим ученикам базу - фундамент, на котором можно строить. Такие люди как Виктор - а он отчасти человек западный - нужны в Украине. Надо хотеть учиться. Я вижу, что общество меняется и поиск путей возможен.

 

Саша Руденски. "Ганнибал лектор". Из проекта "Новый мир", 2010


—Это перекликается с тем, что Вы исследуете в своём творчестве?


Вот мои работы как раз о начале нового самосознания и идентичности, которая строится после того как советская личность была разрушена. Раньше идеология диктовала совершенно конкретные вещи: кто такой советский человек, что такое советское будущее. Потом вдруг всё это исчезает и остаётся вакуум, а чем его заполнить - непонятно. При этом открываются границы и появляются те вещи, которых раньше не было. На мой взгляд, новое время отражается больше всего именно потреблением. Мы являемся собой, потому что мы покупаем такую одежду и живём в такой квартире. Когда я это фотографирую, я вижу нечто абсурдное и в то же время по-настоящему грустное. Я не хочу быть человеком с Запада, который приходит и тычет пальцем, чтобы над чем-то посмеяться. Меня интересует вопрос идентичности: мы украинцы - кто мы такие? Европейцы? Полурусские? Поиск людьми себя здесь -  вот почему мне интересно возвращаться в Украину.


—Но в России Вы снимаете больше?


Уже нет. Я русская и выросла в Москве, поэтому в самом начале своего проекта я больше времени проводила там. А потом я поняла, насколько мне лучше работается в Украине, где люди гораздо более открытые. В Россию я теперь почти не езжу. Мне кажется, что сейчас в Украине я наблюдаю зародыши того, что происходит в западной культурной жизни. 

 



Саша Руденски (1979, Москва) - художница, куратор. Получила степень магистра изящных искусств Художественной школы Йельского университета в 2008 году и степень бакалавра искусств Уеслианского университета (2001). Участница большого количества междунаролных выставок, список котороых можно помотреть здесь. Живёт и работает в Нью-Йорке, США.