Сценарии будущего Мирослава Кульчицкого
Представьте себе хироманта. Только хироманта необычного. Который гадает не по людским ладоням, а по ладони города. У города с его индустриальным блеском металлических улиц сеть дорог – те же линии судьбы, линии сердца и линии ума, что и на человеческих руках. И наш с вами хиромант предсказывает будущее, глядя на шероховатую поверхность социальной реальности. В Музее современного искусства был представлен проект Мирослава Кульчицкого под названием «Сценарии будущего» - своеобразный паноптикум причудливых образов возможного грядущего тысячелетия. Под кураторством Мирослава Кульчицкого посетителей познакомили с работами девяти одесских художников: инсталляциями, картинами, миниатюрными моделями конструирования действительности. На холсте, с помощью фигуративного языка удалось визуализировать социальные перемены, которые вполне могут подстерегать людей уже скоро.
К примеру, обратим внимание на уникальный экспонат «Обещание для рыб». Видим подводные маски на стене с лозунгами: «Вернем страну народу!» или «Настав час удару!» Сам руководитель проекта объясняет замысел художника желанием показать политическую сумятицу, посеянную умелыми политтехнологами в наших головах. Процессия молчаливых рыб – аллегория электората, заглатывающего любую информацию. Отсюда прогноз. Агитация в ближайшее время приобретет новые масштабы: будет не только наземная, но и подводная, воздушная, быть может, даже космическая.
Наибольший резонанс среди поклонников искусства вызвала метафора, выведенная в экспозиции Зоей Сокол. Автор представила улицу Пушкинскую в виде похоронной аллеи, усеянной погребальными знаками. «Действительно, - утверждает Мирослав Кульчицкий, - на одесских дорогах часто встречаются места, отмеченные траурными лентами и кладбищенскими венками. С каждым годом их становится все больше». По словам Мирослава, «такая вымышленная ситуация, хоть и несколько утрирована, но, если взглянуть вглубь проблемы, может перейти в категорию реального». Мало того, что подобные «могильные флаги» не соответствуют городской среде, они еще и навевают смутное чувство тревоги у водителей, и попросту могут спровоцировать новые автокатастрофы. Сознание захламляется опасной информацией. Равносильно, как если бы вы вам нужно было доехать до супермаркета, а в вашем распоряжении – только катафалк. Пока доедете, будете съедены собственными черными мыслями. Сильный образ, мощная энергетика, - подчеркивают гости выставки. Но образ, безусловно, спорный. И это важно, – уверен организатор арт-проекта. Ведь в искусстве, по убеждению Кульчицкого, главное – это изобретение, которое хочется обсуждать, которое будоражит воображение и предлагает по-новому взглянуть на злободневные темы. При этом время и структура времени находятся в соответствии друг с другом, подчеркивает искусствовед. Ощущаем такой неимоверный толчок на миллионы шагов вперед. Экспозиция будто переводит нас в другое пространственное измерение…
Здесь собрано творчество художников разных поколений, разных эстетических вкусов. Сергей Боголюбов, Мария Гончар, Игорь Гусев, Дмитрий Дульфан, Лариса Резун-Звездочетова, Зоя Сокол и другие, – все они одесситы по происхождению. Хотя Зоя Сокол живет в Германии, Лариса Резун-Звездочетова долгие годы провела в Москве. Жанровая стилистика работ – продукт брожения разных культурных национальных особенностей. Но всех их объединяет одно – метаязык. Все они изъясняются на языке интеллектуальных ребусов. Ведь каждая деталь в четко продуманных композициях имеет свое объяснение. Отсылка к концептуализму 60-х. Самое время вспомнить реди-мейд Марселя Дюшана. Ставшие классикой «Велосипедное колесо», укрепленное на белом кухонном табурете или «Сушилка для бутылок», купленная Дюшаном у старьевщика.
Марсель Дюшан
Мирослав Кульчицкий заявляет, что не боится резкого выражения мыслей, провокативной формы. Трафарета нет, как нет и единой трактовки. Фундаментальными остаются лишь идеи, заложенные в канву произведения искусства. А способ их подачи – художественный стиль, соразмерный с эпохой. Фотоателье жизни. Здесь снимают мерки с избитой реальности. А затем портной шьет фотокостюм с плеча ни о чем не подозревающего прохожего… Известный фотограф Стиглиц, будучи маленьким мальчиком, как-то спросил одного фотохудожника: мол, зачем ретушировать негатив пленки? На что тот ответил: «Я пытаюсь сделать изображение более естественным». Тогда маленький Штиглиц подумал и сказал: «На вашем месте я не стал бы этого делать». Случай был зафиксирован в Нью-Джерси, но видим, что повторяется и в Одессе. Художники проекта «Сценарии будущего» не ретушируют социальную реальность, как и Штиглиц, а подают ее обнаженной, без прикрас. Среди удивительных творческих экземпляров выставки примечательна и композиция в виде надувной женщины, жадно глотающей остатки пресной воды из рукомойника. Дефицит воды неизбежен, – к такому выводу пришел автор работы Сергей Боголюбов. Человек – разрушительная сила, которая способна истощить буквально все ресурсы Земли, в том числе и водные запасы.
Макет завтрашнего дня. Страшно? Или все уже давно смирились и считают земные катаклизмы забавным абсурдом, которого не избежать? Такой себе казус выйдет, ей-богу, что уж теперь, ну не плакать же. Пара-тройка мировых техногенных взрывов. И вот мы уже рассержено трем переносицу и успокаиваем себя новым рекламным роликом. Мол, планета еще не сошла с орбиты, рано вмешиваться в ход событий, нами же и начатый. А пока трубим об опасности и зарабатываем на этом деньги. Мирослав Кульчицкий говорит об эре маркетингового бизнеса. Его инсталляция «Курение убивает» – насмешка над сигаретной антипропагандой. Ведь уже давно лозунги Минздрава сами стали рекламой курения, многие пиар-компании буквально соревнуются за предупредительные надписи на табачных пачках. «Антипропаганда – не меньший бизнес, чем пропаганда», – отмечает Мирослав Кульчицкий.
Социальная критика ничего не боится. Она отражает нарративы будущего. Безусловно, обращаются создатели проекта и к искусству 90-х, когда художники были всецело поглощены вопросами слияния человека с историческим контекстом. Проводились всевозможные экспериментальные вечера обсуждения живописи, шведский ленд-арт в Литературном музее, перформанс под дождем на Дерибасовской, хеппенинг на недостроенной шестнадцатиэтажке. Насыщенный период поиска визуальных форм находит свое продолжение и по сей день.
Во время организации проекта длительной стадией подготовки были диалоги куратора с художниками-участниками. Мирослава Кульчицкого более всего интересует межличностный обмен. «Это немаловажный момент», – уверен он. В процессе беседы открывается абсолютно новый взгляд на один вопрос. Многовекторность – превыше всего. Такая направленность присутствует в разных тематических блоках Мирослава Кульчицкого. Вспомним его предыдущие проекты «4 комнаты» 96-го года и нашумевший «Супермаркет» 97-го … А здесь, в 2012- м, – сценарная мастерская футуролога. В ряде работ видное место занимает и сценарий Дмитрия Дульфана под заголовком «Уайтспирит 2022». Это образ двойственной природы человека, созвучный с инсталляцией Джозефа Кошута «Один и три стула». Инсталляция выглядит непосредственно как стул, фотография этого стула и вырезка словарной статьи о «стуле». Аналогично и с живыми существами. Сопоставление объекта, образа и вербального определения было первой попыткой концептуалистов рассмотреть человека не как монолитную статую самому себе, а как сгусток разнообразия. «Я читающий» и «я спящий» – это одно и то же тело, но вместе с тем – два разных человека, две неодинаковые живые мысли.
Куратор проекта Мирослав Кульчицкий дает богатую пищу для размышлений. Поневоле задумываешься: сценарий будущего написан для дешевого сериала с дурной актерской игрой или претендует на золотой фонд кинематографа? Все зависит от выбора людей. Камера включена. Она записывает хлесткую правду. Но в мире, где «жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слёзы женщины», что может растрогать человека или не оставить его равнодушным? Это под силу совершить искусству. Именно оно способно влиять на сознание. Можно иметь смелость и заявить, как Стенли Браун, что все обувные магазины Амстердама и есть ваша собственная выставка. Можно сделать объектом искусства пустую комнату, в которой выключается и включается свет, как это придумал в 2001-м году Мартин Грид. Но при любой раскладке поднимается та или иная социальная проблема, угадывается авторский намек на что-то важное, глубинное. «Если современное искусство не работает с социальными вопросами, то оно не современное искусство», – считает Мирослав Кульчицкий.
Экспозиция Мирослава Кульчицкого – эхо нью-йоркской выставки Эдварда Стейхена – «Род человеческий» («The Family of Man») 1955 года. Фотографии, собранные Стейхеном, – изображение жизни как она есть: передает самые острые мгновения бытия.
Проект Эдварда Стейхена
На снимках – мальчик-флейтист по дороге в Перу, люди в горе и в радости. Одним словом, – оригинал, то, что невозможно подделать. Такой неподдельной, только на концептуальный манер, кажется и серия композиций, собранных Мирославом Кульчицким. Они балансируют между прошлым и будущим на грани израненного социальными проблемами настоящего.
22 ноября в Музее современного искусства по адресу Французский бульвар, 8 проект получит свое развитие – «Сценарии будущего. Часть 2». На выставку можно будет взглянуть до 10 декабря.
Фото: Олег Владимирский