«Секреты» Ларисы Полищук-Русиной

Фотографа Ларису Полищук-Русину в Украине знают как автора нежных, трогательных и в то же время ярких проектов, темы которых касаются каждого. В свое время окончив философский факультет по специальности «эстетика», она пробовала себя на поприще индустрии масс-медиа, но по-настоящему открыла себя в искусстве фотографии.

«Наконец, я делаю то, что считаю важным. Это видят, об этом говорят. Это нравится или не нравится. Но я могу говорить, говорить с каждой фотографии каждому, кто на нее смотрит. Говорить о том, что беспокоит каждого. А если даже и не беспокоит, то уж точно касается. И, может, наконец, вот сейчас начнет беспокоить. Раньше я больше занималась социальными темами, но теперь мне хочется говорить о том, что касается каждого, независимо от пола или же социального статуса. Чтобы это читалось и в Киеве, и в Лондоне, скажем. Говорить обо всех и о каждом, всем и каждому».

В июне в Лондоне проходил мультикультурный фестиваль «Rich Mix», представлять Украину на котором выпал шанс Ларисе Полищук-Русиной.

Автор лирического, женственного проекта «Секреты», который покорил и удивил жителей Туманного Альбиона, поделилась с нами рассказами о первом опыте выставки в Лондоне, своих фотоэкспериментах, перспективах быть фотографом в Украине и многом другом.


Об участии в фестивале «Rich Mix: The Euro Cup Festival 2012»

Три года назад из Киева в Лондон переехала моя добрая знакомая Катрин Зингер. Здесь она была директором фонда ЭЙДОС и успела сделать очень много хорошего для молодого современного искусства, для города и художников. С тех пор мы с ней поддерживаем связь. Она знала о том, что я вскоре после ее отъезда также покинула деятельность в Фонде и занялась собственными проектами. Однажды Катрин заинтересовалась моими проектами и вот она показала мои работы в Лондоне. А вскоре я узнала, что приглашена представлять нашу страну на фестивале. Со стороны Украины проект поддержали фонд Open Ukraine и МАУ (Международные Авиалинии Украины).

Об организации выставки в Лондоне и в Украине

Я сделала довольно грустный вывод: в Украине почему-то всегда тяжело с организацией, даже когда по идее ты всех знаешь и всё под рукой. Если конкретизировать, боюсь, этому можно посвятить целый новый разговор. Да и проблемы эти уже давно не меняются: недостаточно средств, энтузиазма, ответственности и последовательности. А вот за последнее время выставки в Москве и Лондоне показали, что их организация удаленно проходила куда быстрее, эффективнее и налаженнее. Они знают, что такое ответственность. Люди работают, и с ними хочется работать.

Об опыте выставки за рубежом

Это не первая моя выставка за рубежем. Если считать Россию, то в прошлом году мои работы были представлены в проекте Евгения Фикса «Портрет 19 миллионов» в рамках «Невозможного сообщества» Виктора Мизиано.

Я рада, что выставка проходила именно в рамках фестиваля. Там была насыщенная программа, да и район как раз самый креативный в Лондоне, так что ее посетило много людей. Это же совсем по-другому происходит наполнение работ – они проживают, впитывают, отдают больше, а значит, весь процесс работает лучше и мощнее. Вот заходила я в лондонскую галерею «Риджина», там была выставка Павла Пепперштейна. Все очень хорошо, работы и атмосфера, а людей нет. Работы похожи на те, что в Венеции были, но восприятие совсем другое. На биеннале же был такой поток дичайший, они там совсем по-другому выглядели.

О вернисаже и отзывах на выставку «Секреты»

Если честно, я так себе думала: ну чем я удивлю английскую искушенную публику? Ну что они там еще не видели? Хотя даже цели такой не ставила и не питала ложных иллюзий. Но то, что я увидела, очень меня поразило.

Так получилось, что до самого закрытия я без передышки со всеми общалась до хрипоты. Как будто мы все там встретились после долгого разрыва. Они буквально взахлёб рассказывали мне, что чувствуют, что их задевает, глядя на фотографии. Говорили, что не надеялись увидеть что-то подобное, еще и на пленке, а тем более из Украины. Особо чувствительные даже прослезились… И я подумала, что может они тоже (как и я) соскучились за чем-то «настоящим»? Ну просто же так много «фейка» везде: начиная от ГМО и заканчивая сотнями выставок, высосанных из пальца. Так хочется чего-то настоящего! Наверное, это их и зацепило. Ну а то, что акцентируют на Украине, тут все понятно – у них в новостях вообще такое передают, что я лучше и пересказывать не буду. Мне даже случайно статья попадалась на весь разворот про какую-то страшную историю об Украине и что у нас процветает расизм, коррупция и криминал и лишь в конце маленький абзац о фестивале с такой подачей мол «можете пойти и увидеть хоть что-то хорошее». Очень надеюсь, что у них будет возможность увидеть больше Украинского искусства. Мне бы этого очень хотелось и я так себе мечтаю: приезжаешь куда-то далеко и говоришь «я из Украины», а они восторгаются и говорят «О, у вас там такие художники!».

О проекте «Секреты»

У меня давно что-то такое крутилось в голове и были технические наброски, которые искали идею для воплощения. В январе меня буквально накрыло этими «секретами». И как раз в то время, когда я ходила и вынашивала, как соединить идею и форму – мы уже переписывались с Катрин (не то, чтобы о фестивале, а вообще о работе). Она начала интересоваться, и я подумала, что вот как раз могу показать уже что-то новое. Затем набросала черновой текст к фотографиям, который в конечном итоге мы и опубликовали. Не смогли написать лучше, все по-честному.

О важности вербального описания проектов

На самом деле, я не люблю много текста. Если художник много пишет – значит, мало делает, хотя это, конечно, не закон. Иногда текстовое разъяснение очень нужно, ведь оно дает возможность увидеть и понять еще больше. Но я думаю, что работа должна быть самоценной, даже если текста этого вовсе не будет к ней. Потерялся, например, а работа все равно звучит, цепляет, вызывает. Значит, это хорошая работа. Потом находишь к ней текст и понимаешь, что там пласты и пласты еще – и осознаешь, что работа вообще офигенная.

О секретах…

Помню, читала я Ейнштейна. Мне тогда было 16 лет и я переживала романтичный и максималистский период в своей жизни. И писал он о том, что если правильно использовать свою энергию, то тела людям уже будут не нужны. И почему-то эта мысль меня очень сильно обрадовала, т.к. я подумала, что в таком случае люди не смогут врать. Это так, вспомнилось вдруг.

Врут люди от слабости. И секреты появляются из той же беды. И каждый раз это происходит так незаметно, вроде как бы само собой и не страшно. А потом они обрастают, тяжелеют и ты уже тянешь этот груз годами, а бывает, если не скинешь его, то тянут и твои потомки. Тогда это уже вообще мрак. Ты слышала про расстановки по Хеллингеру? Вот там-то можно увидеть настоящую обратную сторону. Секреты прадедов и как они влияют на весь род. Так что наши секретики на самом деле передаются по наследству, и вообще – все едино же на самом деле. Свое, чужое – это все относительно.

О том, как удается мыслить сериями, и о процессе их создания

Сейчас я в основном только сериями и мыслю. Мне как-то всегда хочется показать какую-то линию, историю, моменты, разные углы, полутона. К тому же в работе с пленкой всегда есть элемент непредсказуемости, а так как я люблю работать с девиациями – тут о четкости сложно говорить. Зато всегда есть немножко магии. Думаю, что пленка – это медиум. Но когда уже все материалы готовы, я четко вижу, как это должно быть в пространстве.

По поводу того, как создается серия, тут всегда по-разному – как с детьми: нет двух одинаковых детей у одной мамы. Так и здесь: бывает сразу три пленки отщелкал, думаешь – черновики, а они все удачные, а бывает мучаешь-мучаешь месяц-два-три. Словом, всегда по-разному.

Об экспериментах с «цифрой» и «пленкой»

У меня был длительный роман с цифрой, с ней очень много экспериментировала, но это все манипы, т.е. постобработки. В какой-то момент поняла, что насколько красиво и концептуально не делай – всё равно ненастоящее. Хотя я очень люблю, например, Олега Доу, но это скорее исключение. А с пленкой у нас просто настоящая любовь случилась. Это же такой живой и трепетный процесс, требующий особого отношения и концентрации! Я фотографировала на пленку и до цифрового периода, но как-то неосознанно. А вот после – это было откровение. Когда работаешь с пленкой – можно просто физически чувствовать и осознавать процесс рождения кадра. И вообще, пленка – это медиум. Так что нужно быть внимательным к тому, что ты вскрываешь и как это делаешь.

О выставках других фотохудожников в Лондоне

Активно посещала, сколько могла, но не только выставки фотографов. Попала на выставку дипломных работ студентов Академии, колледжа Сент Мартин – хороший уровень. Запомнился проект «OIL» в The Photographers Gallery. Серия работ о нефти от самого начала, начиная с нефтяных полей до заправок и свалок. Вот тоже к вопросу о сериях: ну как это показать одной фотографией? В этой же галерее есть интерактивная часть – «экспериментальная комната». Висит одна большая фотография без подписи автора. Она подсвечена и к ней написан вопрос «Что ты видишь?» То есть можно посидеть, посмотреть, подумать и написать, заполнить форму, а потом они самые интересные варианты на сайте публикуют. Мне это понравилось, люблю интерактивность в искусстве.

У меня на выставке тоже можно было самому в земле откапывать «секреты»: посреди галереи находилось дерево в земле, и как бы в его корнях под стеклышками были зарыты «секретики», как в детской игре. Суть в том, что там хранились настоящие секреты настоящих людей, и посетители могли их увидеть под этими стеклышками. Владельца секрета никто не знает и никто не осуждает. По сути, секрет уже и не секрет вовсе. К тому же человеку становится легче, а люди удовлетворяют природное любопытство. Мне кажется, это важно – коммуницировать через искусство.

О перспективе в Украине и самообразовании

На сегодняшний день – однозначно неперспективно. У нас ведь и фотогалерей в городе всего-то две. Какой там музей? Да, грустно, но многое уже делается, и я верю, что все изменится. Меглинская и Свиблова в свое время тоже начинали с малого (если не сказать с ничего) и целую культуру подняли.

Самообразование – это, конечно, базис. Важно то, что знать нужно не только техническую сторону процесса, но и историческую. 90 % киевских фотографов не знают истории фотографии, не знают имен и получается, что открывают велосипед снова и снова. Эксперименты – это уже процесс интеллектуальный. Для фотографа очень важно думать, особенно в эпоху цифрового изобилия. Школа Виктора Марущенко – единственная мне известная школа, где, помимо всего прочего, учат думать.

О резиденциях для фотографов, которые проводит ИЗОЛЯЦИЯ

Я даже хотела участвовать в прошлом конкурсе, но знала уже, что как раз на момент реализации проекта у меня будет двухмесячный ребенок, вот и решила не искушать себя. Если будут еще, то обязательно буду участвовать. Вообще люблю работать на заданную тему, ведь это сродни исследованию, или как писать диссертацию, решать головоломку – всегда по-особенному интересно. А если еще и видишь результаты других… вдвойне интересно.

 

 

 

 

 

Вера Ганжа

Фото: Лариса Полищук-Русина. Серия "Секреты"