Сергей Дегтярёв. Палеоботаника современности
Из объёмистого творческого наследия Славоя Жижека остался только один пассаж, который ещё не успел вызвать у меня подозрения или другой отторгающей реакции. Это призыв «любить Второй мир, в том числе его серые развалины и серный запах – всё это символизирует Историю, которая находится под угрозой исчезновения между постисторическим первым миром и доисторическим третьим».
Скрытые чувства. 2012. Холст, масло
В самом деле, постсоветские страны, совсем не так уж давно (ещё в качестве Союза) ввергавшие весь западный мир в страх и трепет, в «лихих девяностых» ушли даже не на второй – на третий план мировой арены. Двенадцатая пятилетка оборвалась в пустоту. Казавшиеся «советскому человеку» великими индустриальные достижения коммунизма – миллионы гектаров индустриальных объектов, выверенная инфраструктура городов, тысячи километров железных дорог, – в политической суматохе внезапно оказались забыты и заброшены.
Однако бедствия способны порождать что-то хорошее. Так вышло и на этот раз: на опустевших просторах «совка» мы внезапно увидели совершенно особую культуру, культуру упадка, по-своему привлекательную в своей грусти. Природа, некогда бравурно побеждённая «советским человеком» («Мы реки направим вспять» и так далее), потихоньку начала восстанавливаться в своих правах: рушились крыши заводских цехов, зарастали бурьяном железнодорожные пути. Тем не менее, страна не превратилась в джунгли – баланс между зеленью и грязью успешно поддерживался с помощью создания свалок в лесах и водоёмах. Такая декадентская культура породила особых людей – людей, живущих по принципу «хочешь жить – умей вертеться», находящих порой совершенно невообразимые выходы из тупиковых ситуаций. Вещи внезапно стали использоваться не по назначению: люди оборудовали цистерны под дачные домики, протаптывали тропы через цветники, годами катались в транспорте на один билет, латали дыры в прохудившемся и переделывали совсем поломанное. Жизнь упорно пробивалась через заброшенную индустриальную пустошь.
Это и предлагает полюбить Жижек. Это и любит Сергей Дегтярёв. Описанные выше пейзажи основательно вросли в него самого – детство художника проходило в Донецке, главном украинском индустриальном городе. Он вспоминает, как он «откапывал ржавые железные обломки на двадцатисантиметровой глубине, искренне веря, что нашёл металл и можно строить шахту» - обычные детские игры того времени. Этот культурный ландшафт художник делит со многими его современниками; но самое интересное, что такой ландшафт никуда не пропал до сих пор. Такой и представляется нам «скрытая растительность» нашей памяти, которая прорастает сквозь современность, укореняет нас самих в нашей же идентичности. Каким не становился бы сегодняшний день, он в любом случае будет отростком той эпохи, через которую мы проросли ещё в начале жизни. Тем более, ржавый металл никуда и не исчезал с украинских просторов – заброшенных заводов и вымирающих сёл ещё осталось достаточно.
MEN'S HEALTH. 2012. Холст, масло
Полотна Сергея из серии «Скрытая растительность» (она представлена сейчас в арт-центре Павла Гудимова Я Галерея) с фотографической чёткостью фиксируют каждый фрагмент того мира упадка. В них в красках восстанавливается давно знакомая нам обстановка: вот «Машина дяди Коли» перед развалившимися ржавыми гаражами (а у каждого во дворе был такой дядя Коля с красным «москвичом»), вот «Стирка в день ВДВ» (совершенно особенная традиция постсоветских вооружённых сил), вот «Местные» дедушки-рыбаки удят с пирса. С помощью живописи Дегтярёв проводит небольшое культурантропологическое исследование быта девяностых: на картине «Men’s Health» изображены чистые носки на просушке и мотоцикл «Иж», идеальный набор мужских аксессуаров. Полотно «Row of Values» представляет зрителю ряд вещей – автомобильную покрышку, ржавую ванную, поломанную печку и оторванную от машины дверь. Сейчас всё это воспринимается как хлам; тогда это воспринималось как полезнейшие вещи, настоящая система ценностей. Полотно, давшее название выставке – объёмный триптих, собирающий все признаки эпохи: ржавчину, заборы из проволочной сетки, непонятного назначения бетонные блоки.
ROW OF VALUES. 2012. Холст, масло
Если говорить словами Фрейда, «Скрытая растительность» - это цикл картин о вытесненном современной эпохи, об исчезнувшем из коллективной памяти, но на эту память благополучно влияющем. Не зря психоанализ, что любовь – скорее бессознательное, чем сознательное чувство: это находит своё подтверждение в проекте Дегтярёва. Неясные воспоминания о сложном, но счастливом детстве (а детство – всегда счастливое), еле уловимо пробиваются сквозь сегодняшнюю повседневность, но внезапно расцветают в полную силу, и скрытая растительность становится явной.
Арсений Тарасов