Серия квартирных выставок в Харькове

25-29 апреля в Харькове состоялась очередная, уже третья, серия квартирных выставок.

Дмитрий Заец. Пот и кровь

 

Харьковские квартирники прежде всего интересны как форма самоорганизации художников, как творческая коммуникация, которая осуществляется в горизонтальной плоскости, без привлечения институтов, участия кураторов и какой-либо финансовой поддержки. Для Харькова квартирники не только важное и "свежее" культурно-художественное событие, но и выразительный художественный жест. Художники таким образом обращают внимание на существенные недостатки немногочисленных местных арт-институций, потребности в возможности творческого эксперимента и в свободе высказывания.

Формально квартирные выставки отсылают нас к практике андерграундного, неофициального искусства советского периода. Тогда квартирники были единственной возможностью презентации «иного» искусства зрителю. Сегодня в Харькове так представляют некоммерческое, в основном, социально-критическое искусство.

Юлиана Алимова. Искусство убивает

 

В этом году квартирники открылись в мастерской-студии Юлианы Алимовой. Юлиана представила инсталляцию об убийственной силе искусства - фотографии умерших художников она дополнила предупреждающими надписями с сигаретных пачек, где слово "курение" очень метко заменила словом "искусство". А посетителям выставки предложила на выбор сигареты с именем любимого художника, предупреждая "Искусство может вызвать сердечный приступ".

Дмитрий Заец в своей работе "Пот и кровь" затронул очень важную и болезненную тему украинского современного искусства, а именно арт-рынка. Часто художественное произведение оценивается зрителями, галеристами и дилерами по критерию рукотворного мастерства, временных или материальных затрат. Проще - чем работа сложнее в исполнении, тем она дороже. Листок миллиметровой бумаги, начерченный карандашом под линейку, Дмитрий представил как уникальное художественное произведение.

Скайп-мост с квартирной выставкой во Львове

Ульяна Быченкова. artresearcher.com

 

На следующий день Ульяна Быченкова дистанционно присоединилась к квартирникам, по skype представив проект-разработку сайта artresearcher.com. Во время учебы в школе Родченко Ульяна обратила внимание на то, что часто молодых художников волнует вопрос вторичности художественных работ. Разработанный ею сайт помогает осуществить поиск уже существующих художественных произведений по заданным критериям и изображениям. То есть молодой художник, имея определенную идею, творческий замысел, может проверить с помощью этого сайта, не было ли уже это совершено его предшественниками. Таким образом, Ульяна ставит целью несколько демократизировать институт экспертной оценки произведений искусства, дать возможность молодым художникам свободно ориентироваться в области современного искусства. Хотя "текучая современность" ("liquid modernity" по З.Бауману) определенным образом исключает такой механический подход к вопросу уникальности художника, и переводит его скорее в категорию идентичности. При обсуждении был упомянут проект группы "Синие носы" "Случайные совпадения" в котором, по словам Ульяны, Александр Шабуров и Вячеслав Мизин ставили достаточно субъективный акцент именно на "дремучести" русского искусства по сравнению с западным. Artresearcher.com же в свою очередь - незаангажированный объективный поиск по четко указанным критериям.

Сегодня квартирные выставки расширили свою географию и вышли за пределы Харькова виртуально и реально. Одновременно с харьковскими происходили квартирники во Львове, они были объединены телемостами. А в один из дней выставка состоялась вблизи поселка Высокий Харьковской области. Формат события у всех присутствующих сразу же вызвал ассоциации с "Коллективными действиями" Андрея Монастырского и их "Поездками за город". Таким образом, харьковские художники подняли вопрос контекста художественного произведения.

Тарас Каменной. Стабильность

Тарас Каменной. Прививка

Тарас Каменной представил два проекта: "Стабильность" - объект в пространстве, пенопластовую платформу с голубой надписью "Стабильность", плавающую в небольшом пруду, и аллегорию труда - в заброшенном и сухом саду к одному из деревьев он культурно привил (примотал синей изолентой) садовый инвентарь с топором в центре композиции.

Александр Мирошниченко. Мертвый фарфор

 

В заброшенной и заваленной мусором небольшой насосной станции экспонировалась работа Александра Мирошниченко - композиция из трех керамических панно, на которых запечатлена судьба фарфорового производства на Полтавщине. На изразцах с этого завода он напечатал фотографии разрушенных цехов и представил деятельность этого предприятия, использовав найденные на свалках остатки деколей.

Сергей Попов. Cвобода

 

Сергей Попов разместил на холме траурные венки с надписью "Свобода" и предложил зрителям присоединиться к импровизированным похоронам. Использовав погребальные атрибуты, Сергей подчеркнул общую скованность людей условностями и ритуалами, из-за которой часто теряется индивидуальная свобода. Никто из зрителей так и не рискнул "попрощаться" с собственной свободой предложенным автором способом - плюнуть на нее и закопать. Поэтому загородная акция так и осталась незавершенной, словно с многоточием в конце.

Уличная акция проходила в виде квеста: участники с помощью смартфонов должны были сканировать специальные коды, просматривать онлайн-видео и получать дальнейшие указания и подсказки. На коротком маршруте - между двумя McDonald `s (в которых есть свободный доступ к интернету) в центре Харькова анонимный автор пытался раскрыть тему перемещения Другого (Второго) в виртуальное пространство.

Коммунальная квартира на улице Сумской

 

Заключительная выставка в коридоре большой коммуналки на улице Сумской была наиболее массовой, как по количеству зрителей, так и по количеству авторов. Николай Ридный - главный вдохновитель квартирных выставок, показал хронологический срез собственных фоторабот "2006-2013". Среди авторов были и дебютанты, новые имена для харьковской арт-сцены: Полина Карпова, Сергей Оленич, Владимир Прохоров.

Михаил Доляновский. Трансгрессивный патриотизм

Группа ШИЛО. Побег Тимошенко

 

На противоположных стенах длинного коридора фотографические серии, перекликаясь между собой, создавали своеобразный лабиринт смыслов и тем. "Побег Тимошенко" группы ШИЛО напротив фотографии неизвестного автора с изображением женщины "У подъезда на Салтовке", "Армянское свадьба" Сергея Оленича и серия фотографий портретов на гранитных надгробиях "Живые камни" Владимира Прохорова. А в самом конце, во славу национальной самоидентификации, "Трансгрессивный патриотизм" Доляновского - трезубец, составленный из изображений, в которых случайные или преднамеренные совпадения воссоздали национальный двуколор.

Наталья Зотикова. Домашний капитализм

 

Родине украинского президента были посвящены работы Натальи Зотиковой и Михаила Доляновского. Наталья осуществила экспедицию в Енакиево в дом, где родился Виктор Янукович, и сняла на видеоролик "Паломничество" на руинах бывшего жилища. А Михаил показал суровые "портреты" "енакиевских псов".

Наталья Зотикова. Паломничество

 

Каждая выставка сопровождалась коллективными обсуждениями проектов. Кроме того, художники и зрители полемизировали о роли и месте квартирных выставок, а также их перспективности. Присутствующие на выставках Борис и Вита Михайловы, близко знакомые с кругом художников московского концептуализма, отмечали сходство по форме с теми квартирниками, и своеобразный, истинно харьковский характер этого события. Прослеживалась четкая идейная линия выставок; при отсутствии заданной тематики, как в прошлом году ("Нулевой бюджет"), авторы смогли выстроить общее поле высказываний, логично дополняя друг друга.

Бывшая насосная станция в поселке Зеленый Гай