Северная ярмарка искусств бьет рекорды
С 17 по 19 сентября в Копенгагене прошла Северная ярмарка искусства «Арт Копенгаген». В отличие от Базеля, где кроме современного искусства продают и классику ХХ века, на скандинавской ярмарке не увидишь главных современных датских художников. Здесь нет даже таких звезд как Олафур Эллиассон и Пер Киркеби. Впрочем, если на прошлогодней ярмарке, абстракции Киркеби можно было купить со стенда одной из галерей, то в этом году, на Арт-Копенгагене продают только лишь книги, календари и другую печатную продукцию, связанную с творчеством художника. Да еще картины, где ученики или последователи вольно или невольно пытались повторить манеру мастера.
Хотя, датских галерей на ярмарке преобладающее большинство, были среди 75 участников представлены и галереи из Швеции, Норвегии, Исландии, Финляндии, Фарерских островов и Гренландии. Всего на ярмарке можно увидеть работы более 500 художников. Посмотреть такое большее количество работ - не простой труд даже для заядлого коллекционера. Ярмарку за три дня посетили 13 тысяч человек (заметный рост интереса даже по сравнению с прошлым годом, когда на Арт-Копенгагене побывало 9,5 тысяч гостей).
Датчане, которых среди посетителей большинство, приходят покупать. Копенгагенская галерея Варминг (Varming, Danmark, Valby), впервые принимала участие в ярмарке со скульптурами Ханне Варминг (Hanne Varming), давно ставшими датской классикой, и живописью Зуры (Zura), - молодого художника грузинского происхождения. Всего эта галерея-новичок Арт Копенгагена продала работ на сумму более 150 000 датских крон. Это немало, так как средняя стоимость картины на ярмарке - 15-20 тысяч. Стенд галереи Varming был очень стильным, а оттого привлекательным. В отличие от галереи Размус (Rasmus, Odense), которая заняла собой половину громадного балкона и оказалась похожей на арабскую лавку типа «табак-газеты-шоколад-фрукты». На одной стене здесь были развешены коллажи, на другой, графика, на третьей живопись, на четвертой еще что-нибудь, а в уголочке керамика. Все это – работы разных художников. От такой пестроты «четвертая стена», которой по Гадамеру является зритель, просто падает. В прямом смысле.
Уловить на этой скандинавской ярмарке основные тенденции современного североевропейского искусства нелегко. В программе выставки в этом году не обошлось без дебатов на тему: «На продажу ли искусство?» и «Живопись в современном искусстве». Сомнения, которые заложены в этих вопросах, - суть ответы. Тем не менее, живописи на скандинавской ярмарке все еще значительно больше, чем скульптур, инсталляций, фотографий, коллажей, и уж тем более видео. Видеоработы в этом году были представлены всего на 2-3 стендах и совершенно не привлекали внимания публики. Другой вопрос, интересна ли та живопись, которую сегодня представляют галереи на ярмарках типа Арт Копенгагена. По крайней мере, она разнообразна, - фигуративные и абстрактные работы, выполненные в разнообразнейших техниках, вплоть до масла на смоле, - неизменно привлекают внимание. Несколько озадачивает обилие поп-арта и анималистки разного рода.
В целом на ярмарке все еще достаточно много традиционной живописи. Наверное, потому что скандинавские коллекционеры очень консервативны. Однако именно на коллекционере, каким бы он не был, держатся и галереи, и арт-ярмарки. Ведь если убрать покупателя и хлипнущие год от года даже в благополучной Скандинавии общественные институции, что останется современному художнику? В такой ситуации решающее слово за образовательными проектами, целью которых является воспитание нового коллекционера, чей вкус будет соответствовать наивысшим стандартам современного искусства.
Официальный сайт ярмарки Арт Копенгаген - http://www.artcopenhagen.dk/