Шальной Никита Шаленный

Человек нам всегда интересен в своей эволюции, предусматривающей определенные личные усилия. В художественной среде множество подтверждений, что такое случается нечасто – как правило, в своей массе художники подвержены «мумификации» найденных приемов, и молодые лица здесь не исключение. Тем более привлекательным становится тот, кто находится в постоянном движении, прежде всего интеллектуальном.  

 

Именно таким кажется художник Никита Шаленный. На застывшем фоне вялых (за редким исключением) культурных событий и традиционных форм выставочной деятельности города Днепропетровска довольно нестандартно прозвучала (весной этого года) выставка-проект «Одиночество» этого художника, еще недавно никому не известного, а ныне обсуждаемого как одного из 20 номинантов на получение премии PinchukArtCentre в конкурсе молодых украинских художников.

Я всего лишь клоун, ты всего лишь кукла. 2009

Выставка проходила в арт-центре «Квартира» (директор Алексей Растяпин) - одной из немногих местных ячеек современного искусства Днепропетровска. Впоследствии выставка Шаленного состоялась в соседнем Запорожье (в галерее «Ленин»).

Родом из династии архитекторов и сам успешный архитектор Никита Шаленный два года назад сделал окончательный выбор в пользу живописи. В целом, это не было для него чем-то новым, сколько он себя помнит, столько не прекращал работать в области изобразительного искусства, испытывая различные подходы и техники (акварель, пастель, масляные краски и т.п.), о чем свидетельствовала еще его первая, достаточно раскидистая, персональная выставка пятилетней давности.

Face control. 2010

Замысел проекта «Одиночество» в его синтетической сущности можно было охватить прежде всего во время вернисажа 15 апреля этого года: в зале, где были развешаны живописные картины, происходило действо с музыкальным сопровождением, авторским монологом, инсталляционными частями экспозиции, рабочими материалами к проекту, видео-фрагментами. Зритель, мне кажется, был немного озадачен авторским напором: ему было предложено не как обычно «наслаждаться приятной живописью», а проявить интеллектуальное напряжение, вчитаться в авторскую концепцию. Проект получал временами инверсионные оценки, что увеличивало внимание к нему. Наверное, причины этому следует искать в характере подачи авторского материала. За внешней простотой «рекламного стиля», гламурно-фантазийной, карнавальной «презентацией» сюжетной линии прятались многослойные смысловые интонации, перетасованные как в колоде карт.

На первый взгляд, упрощенная, довольно декоративная манера письма при достаточно больших размерах полотен словно настраивала на легкое восприятие созданных образов. Но красочная «упаковка» этой истории выглядела сознательным диссонансом к внутреннему ее наполнению. Свой замысел автор воплотил в своеобразной иронической оболочке то ли «комиксной», то ли «голливудской» истории, где главным персонажем выступает некий симулякр Роналд МакДоналд, брендовый персонаж ресторанов «МакДоналдс». Художник словно примерял этот образ на себя, и веселый клоун Роналд раскрыл свою сокровенную вторую натуру - выброшенного на обочину одинокого, незащищенного в этой жизни, печального трагикомического одиночки, скрывающегося за маской счастливчика.

Кокаин. 2010

Этот образ у художника не случаен. Он зародился тогда, когда Никита, работая в то время в Киеве как архитектор - исполнитель заказов, погрузился в «корпоративную культуру» с ее безумными ритмами, потерей личной свободы, неписаными внутренними правилами и прочее. Ощущение, что «система тебя ломает», что ты превращаешься в заведенную машину, которая неутомимо кружит по кругу, приводило его к переосмыслению своего статуса и порождало определенный образ мира - блестящей, соблазняюще-пленительной, с неоновыми красками, однако искусственной, замкнутой, регламентированной среды карнавальной круговерти, где нет места настоящим чувствам - таким, которые прорываются только через грим клоуна. Для создания такого впечатления наилучшим образом подошел излюбленный прием художника архитектурно-перспективного и ракурсного выстраивания картинного пространства, а также декоративная плоскостность словно вырезанных цветных пятен. Приключения Роналда Макдоналда - своеобразный прием переноса в воображаемый мир то ли киношного драйва в стиле 1950-х, то ли мультяшного сериала. Поэтому оправданными кажутся кинематографические средства, такие как крупные планы, перспективные «наезды», взгляд сквозь лобовое стекло автомобиля и т.п., которые добавляют впечатление динамики, ритма, круговерти.

Да, человек - это машина. Самая примитивная часть человека-машины - механическая, вмещающий любовь к тому, что возбуждает: всяческим шоу, толпам, комическому в брутальном смысле. Однако осознание, что ты машина, это путь к прекращению своего бытия машиной (по Петру Успенскому).

Вечерняя прогулка. 2010

Шаленный решает свой замысел и духе современных сериалов - у него есть сюжетная линия (чего мы вовсе не надеемся увидеть в современной украинской живописи), рассказ, определенная психологичность воображаемых персонажей. Его Роналд то завистливо наблюдает за парочкой влюбленных, то «тянется», куда не надо, а очень хочется. Однако «если нельзя, но очень хочется, то можно ...». Как результат - отчаянное сопротивление героя в схватке с bodyguard-ами (полотно «Фейс-контроль»). Остаются псевдо-радости - затаить свое одиночество (полотно «День рождения»), найти свою любовь, даром, что она надувная кукла («Я всего лишь клоун, ты всего лишь кукла»). Она - персонаж блондинки и содержанки - женщины, которой легче быть куклой, но у них все по-настоящему. Ловишь себя на мысли, что на фоне разнообразия «живописных упражнений» мы как-то совсем отвыкли от картинности, «перспективного» пространства, чем активно пользуется Никита Шаленный.

История еще не дописана, она имеет продолжение в новых полотнах серии, однако уже видна впереди печальная ее концовка - последний шаг героя в небытие, с крыши нью-йоркского небоскреба. Но такой трагический финал это и освобождение, полет, ныряние в неизвестность. Трагедия вновь переходит в ранг трагикомедии.

Социальная подоплека замыслов Никиты Шаленного просматривается и в других начатых им проектах - живописных и видео. Художник балансирует на грани мечты и реальности, игры и правды, выстраивает образы в сопоставлениях убогого и претенциозного, вечного и преходящего (проект «Быдло-Ренессанс или спальные районы города»); стадности и уникальности, шаблонности и креативности («Одна. Одинокая. Серая овца»). Есть у него какая-то экстремальность - ощущений, цвета, времени-пространства, есть напряжение достижения цели художником, по его мнению - художником-воином. Однако единичные депрессивные интонации, в целом не свойственные автору, как правило, меняются ироничной отстраненностью, карнавальностью бытия. Порой кажется, что ему неслучайно досталась от родителей его такая красноречивая фамилия, которую он оправдывает характером своего искусства.

 

Искусствовед, директор «Панкраинской галереи» (г. Днепропетровск), член Национального союза художников Украины, старший преподаватель кафедры философии Днепропетровского университета ВС Елена Годенко-Наконечная