Шум, который всегда с тобой

Как пóшло бы сегодня не звучала формулировка о получаемом от искусства эстетическом удовольствии, выставка «Шум» Тараса Ковача срабатывает именно таким образом – доставляя зрителю наслаждение от лаконичного, целостного и продуманного проекта.

«Шум» достаточно легко прочесть. Однако эта прочитываемость не утомляет и не создаёт впечатление вторичности. Скорее, наоборот, захватывает последовательностью и ясностью высказывания. 

Композиционно проект состоит из трёх элементов: четыре масштабных панно – они привлекают внимание в первую очередь, от пола до потолка заполненная альбомного формата графикой стена и три небольшие световые инсталляции у выхода.

Тарас Ковач. Шум (фрагмент экспозиции). 2013

При беглом взгляде большие графические панно могут показаться одинаковыми:  каждое состоит из двенадцати элементов, собранных в репрезентацию серой, ничем не примечательной городской среды – такой себе обыкновенный постсоветский урбанистический пейзаж. Их видимая схожесть, фактически, манипулирует зрителем, заставляя пристальнее всмотреться в детали изображения. Оказывается, только одно из них сохраняет миметическую точность. В остальных случаях Тарас деконструирует картинку, меняя местами её композиционные составляющие. Однако, вместе с нахождением отличий, также обнаруживается их незначительность. Давно потерявшие какую-либо организационную логику спальные районы буквально захламлены безликими многоэтажками, непонятной функциональности конструкциями, рекламными щитами – всё это порождает визуальный шум. Этот шум заменяет присущую классическим офортам статику архитектуры. Художник намекает на некую абстракцию, в которую превращается восприятие «места». За этой абстракцией  зритель продолжает следить, когда сюжет и композиция прочитаны.  

Тарас Ковач. Шум (фрагмент). 2013

Этот пейзаж кажется очень знакомым: вот-вот угадаешь район. Но это может быть Оболонь или Дарница, Киев или Херсон, где вырос художник. Эту работу сможет прочесть житель любого большого города любой страны. Поскольку шум, о котором говорит Ковач существует исключительно в них – городских организмах, обрастающих периферийными районами.

Тарас Ковач. Шум (фрагмент экспозиции). 2013

Важно отметить, что художник не занимает позицию моралиста, отпускающего социально-критические комментарии.  Его работы берут на себя роль посредника между зрителем и его интимным переживанием памяти, фрагментарность которой раскрывается и при помощи сюжета, и за счёт композиционной организации. Закрывая целую стену графикой, накладывая альбомные листы один поверх другого, Тарас заполняет пространство напоминаниями о чём-то знакомом и близком: обрывками памяти о домах и игровых площадках, облезающей мозаике и потемневших кирпичах. Шпалерное покрывание стены дополняет заданную линию визуального шума и, к тому же, помогает выйти за пределы представления о классическом офорте - графическом листе, который висит на стене в раме.

Тарас Ковач. Шум (фрагмент экспозиции). 2013

Световые инсталляции являют собою небольшие лайтбоксы, покрытые копировальной бумагой, которую автор использовал в работе над офортами. Испещрённые линиями-наложениями они срабатывают в двух очень важных значениях. С одной стороны, имеем ощущение всё той же абстракции, которой является память - попробуйте через пару часов после посещение выставки вспомнить хотя бы одно изображение и получите мерцающее графическими чёрточками пятно. Прослеживая логику действий зрителя, Тарас не случайно размещает эти работы в самом конце условной траектории движения, спрашивая - что остаётся на выходе?  А с другой стороны, пусть даже и не задаваясь такой целью, автор оставил след своего присутствия, след труда художника, который, путём множеств проб и ошибок приходит к возможности выразить идею припомощи конкретного визуального образа. 


Тарас Ковач. Шум (фрагмент экспозиции). 2013

 

Тарас Ковач подкупает искренностью, с которой работает в технике не претерпевшей изменений за последние пятьсот лет. Он берётся за ремесло, которое многие забросили в силу сложности и ограниченности медиума, - и развивает его до возможности актуального прочтения. В комментарии для ART UKRAINE Тарас написал: «К офорту сложилось определенное отношение, как к чему-то сложному, чуть-ли не мистическому, а мне интересно делать более простые лаконичные вещи, немного убрать этот пафос». Стоит отметить, что поставленная задача автору удаётся. Пусть даже саму технику офорта демистифицировать не так-то и просто,  выбор сюжета и композиции позволяет автору не только уменьшить дистанцию между зрителем и архаичной эпохой, с которой он может соотнести своё представление об офорте как о чём-то музейном и давно устаревшем. Зрителю открывается пространство узнаваемости себя в изображаемых городских пейзажах и своего состояния взаимодействия с безликой городской средой.

 

Фото экспозиции предоставлены  Bottega Gallery

 

Ася Баздырева