Синдром бедности украинского искусства
Реплика Маши Павленко о синдроме бедности украинского искусства
Мы родились и выросли в бедной стране, и, по сути, в такой же стране и продолжаем жить. Кто-то из нас сумел решить для себя эту проблему локально, купив шубу и работу Ильи Чичкана с обезьяной, но внутренние барьеры бедности продолжают жить в каждом, или почти каждом из нас. Об этом я подумала, сравнивая выставку международных финалистов в PAC с выставкой украинских. Сколько бы ни упрекали PAC в атракционности и нелюбви к украинскому искусству, но выставка международных финалистов мне показалась не такой уж безнадежной и спектакулярной. Зато если мысленно сравниваешь ее с прошлогодней выставкой украинских финалистов, то понимаешь РАЗНИЦУ, в связи с которой нелюбовь к украинцам получает свою обоснованность. В этом смысле особенно показательны работы Артема Волокитина, выполненные в стиле «бедного монументального неоакадемизма». Это единственная живопись на выставке, живопись монументальная с трещинами по бокам самой большой из работ... Если бы мне доверили павильон, с целью правдиво рассказать о том, что же такое украинское современное искусство, то я бы взяла как раз работы Волокитина/Пикуля, обезьян Чичкана, и сделала бы в этом помещении дискуссию на тему гомофобии. Именно такой срез, я думаю, наиболее репрезентативен. И это действительно грустно, ибо даже посредством денег внутренние барьеры, установленные бедностью, не устраняются, что доказал Илья Чичкан, засыпав песком Palazzo Papadopoli, и доказывает Волокитин, работы которого продаются уже по 13 000 долларов, излучая при этом всю ту же безнадежность…
Юрий Пикуль. "Культурист"
Артем Волокитин «Максим»
Илья Чичкан «Гейша»