«Система координат» как демонстрация несистемности

Обсуждать периферийность современного искусства начала третьего тысячелетия - как минимум странно. А намекать на периферийность художественного Харькова  - неожиданно. Симптоматично, что вопрос этот был  поднят после открытия в городе центра современного искусства "ЕрмиловЦентр".

Группа ART_BUZZ


Первой ласточкой была дискуссия "Харьков: центр-периферия" весной прошлого года, которую инициировали представители немногочисленных харьковских арт-институций. Художники, в свою очередь, на это отреагировали. Выставка-эксперимент-дискуссия "Система координат" - ответная реакция на грубую объективацию современного искусства институциями и критиками. Попытки разделить, определить и классифицировать современное искусство вызваны потребностью в его представлении с целью продажи. Проект "Система координат" наглядно демонстрирует несистемность искусства и тщетность подобных попыток. Выбрав специфический номенклатурный язык и социологическую методологию Ульяна Быченкова и Алина Клейтман - кураторы проекта, предложили посетителям "ЕрмиловЦентра" определить центровых и периферийных художников.

Общий вид экспозиции


На выставке было представлено 18 работ авторов из Харькова, Москвы и Киева: группы ART_BUZZ, Анны Быковой, Ульяны Быченковой, Александры Галкиной, Ксении Гнилицкой, Тараса Каменного, Никиты Кадана, Жанны Кадыровой, Алины Клейтман, Виталия Кохана, Александра Курмаза, Елены Мартыновой, Сергея Попова, Анастасии Потемкиной, Николая Ридного, Анастасии Рябовой, Алексея Салманова, Давида Тер-Оганяна, Светланы Шуваевой.

Алина Клейтман


Несколько дней работы экспонировались неподписанными, а гости выставки с помощью специальных меток разделяли объекты на центровые и периферийные, таким образом, подчеркивая примат и условность этой позиции. Посетители реагировали живо, радуясь возможности дать прямую оценку произведениям современного искусства. Несколько упростив предписанные категории, маркировали художественные произведения пометками "хорошо" ("центр") и "плохо" ("периферия"). Следуя выбранной стратегии, организаторы выставки честно подсчитали все голоса и обнародовали их, как эмпирические данные. Художники обратили внимание на то, что положительно, т.е. пометкой "центр", зрители оценивали прежде всего рукотворные объекты или работы более высокой технической сложности. Таким образом, они подтвердили тезис о потребности зрителя в зрелищности и эстетической привлекательности современного искусства. Эти и другие вопросы пытались поднять на дискуссии "Художник должен...", которая была одной из составляющих проекта. Планировалось обсудить социальную ответственность художника, но ответственность перед конкретным зрителем помешала конструктивному обсуждению. Позицию "недовольных" на дискуссии отстаивала группа молодых людей, которые достаточно агрессивно допытывались, есть ли место инновации в современном искусстве и конкретно на этой выставке. И в результате назвали дискуссию пустой болтовней, а почти все объекты в экспозиции - дерьмом.

Нельзя сказать, что проект "Система координат" был положительно воспринят в Харькове, очевидно, что он больше разозлил публику, чем удовлетворил эстетические потребности. Однако оказался чрезвычайно актуальным и уместным для всего украинского художественного процесса. Художники продемонстрировали, что искусственные критерии и категории никоим образом не влияют на этот процесс, а формируют его не финансово-экономические факторы. И точно и иронично подчеркнули абсурдность сухого канцелярского подхода к искусству и фигуре художника.

Никита Кадан

Николай Ридный

Давид Тер-Оганьян, Сергей Попов

Жанна Кадырова

Саша Курмаз

Саша Галкина

Алексей Салманов

Анастасия Потемкина

Ульяна Быченкова

Тарас Каменной

Сергей Попов

Светлана Шуваева

Ксения Гнилицкая

 

Виталий Кохан

 

 

Фото: Ульяна Быченкова, Саша Курмаз