Смерть в искусстве или смерть искусства?

Характерная особенность художников постмодернистского искусства - не просто эксцентричность, но шокирующая, гипертрофированная, обличительная реалистичность. Используя трехмерные изображения, масштабные скульптурные композиции и инсталляции, предусматривающие непосредственное участие зрителя, художники стремятся вывести человека за границы зоны комфортного. Оставляя зрителя судорожно барахтаться в трясине первобытных инстинктов, они апеллируют к глубинам человеческого подсознания, оставляя уровень осмысления увиденного на усмотрение самого зрителя. Тема смерти в этом контексте является чрезвычайно показательной, поскольку ее содержательная многогранность обращается к целому ряду экзистенциальных и смыслообразующих конфликтов человека. Способен ли зритель разглядеть их в неочевидной метафоричности, чрезмерном символизме и сложных аллегориях современного искусства?

Крис Кукси. Решение
 

Статья из ART UKRAINE № 4(23) 2011 июль-август. Рубрика РЕПЛИКА

 

Пролог. Экзистенциальный конфликт

По утверждению Ирвина Ялома, известного американского психолога, смерть является наиболее очевидной и значимой из числа так называемых конечных данностей - неотъемлемых, неизбежных составляющих бытия человека в мире. Как причина экзистенциального конфликта (т.е. разницы между действительным и желаемым), несоответствие между стремлением к бессмертию и осознанием его физической невозможности порождает сильную необоснованную тревогу. И только открытое и болезненное столкновение с внутренними страхами способно вывести этот конфликт на уровень сознательного.

Таким образом, демократизация отношения к смерти в современном искусстве - это одновременно и причина, и следствие развенчания культа бессмертия в общественном сознании. Причина - потому что искусство пошатнуло, а впоследствии дискредитировало господствующие до того религиозные и общественные табу о смерти. Следствие – потому что страх, порожденный осознанием конечности жизни, сформировал общественный запрос на обсуждение этого феномена в искусстве: если смерть окончательная и неизбежная, что же она собой представляет? Какие формы приобретает? Как влияет на сознание человека непосредственная конфронтация с ней? Наконец, есть ли шанс на спасение?

Эта статья рассмотрит четыре основных контекста смерти как лейтмотива творчества ведущих художников современности. Пытаясь раскрыть как многогранность темы, так и разнообразие художественных инструментов, используемых для этого, автор не претендует на исчерпывающий анализ темы и, как и современное искусство в целом, ориентируется на способность читателя самостоятельно осмысливать и делать выводы из увиденного.

Томас Хиршгорн. Серия "1 Человек = 1 Человек"

Memento more

 Фундаментальное противостояние между отрицанием смерти и осознанием ее неизбежности - одна из ключевых проблем, к которой обращается современное искусство. Работа «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living), принесшая мировую славу и признание самому дорогому художнику современности, англичанину Дэмиену Херсту (Damien Hirst), представляла собой, не больше не меньше, - белую акулу в формальдегиде. Смерть как лейтмотив творчества Херста - это размышления на тему быстротечности и неоднозначности жизни, будь то заспиртованные животные и их внутренние органы, «аппликации» из насекомых или человеческий череп, инкрустированный бриллиантами.

По-другому, но не менее искусно, обыгрывает тему сомнительной ценности земных удовольствий перед лицом неминуемой смерти британский художник Джеймс Хопкинс (James Hopkins). Обращаясь в своем творчестве к жанру эпохи барокко под названием «ванитас», он освежает традиционные для этого жанра аллегорические натюрморты с черепом в качестве композиционного центра с помощью атрибутов современного стиля жизни - музыкальных инструментов, газет, техники, бутылок из-под пива и шампанского. Двойственность восприятия, создаваемая глубинным контрастом между тленным и вечностью в работах Хопкинса, - это своеобразный психологический тест на определение основополагающих жизненных принципов зрителя. Подобно популярному в середине ХХ века британскому карикатуристу Гиллу, художник испытывает способность современного человека видеть общую картину по множеству второстепенных деталей.

Андрес Серрано. Серия "Морг"

Прикладная танатология

 Собственно, смерть как феномен жизни - следующая экзистенциальная проблема, к которой обращается современное искусство. Сложность эмпирического познания состояния существа, пережившего безусловный конец своего существования в вечности, и мистический страх, сопровождающий этот процесс, по-прежнему порождают неиссякаемый интерес к смерти.

В 2008 году Западные таблоиды наперебой обещали «продемонстрировать красоту смерти». С небывалой дерзостью немецкий художник Грегор Шнайдер (Gregor Schneider) пообещал создать уникальное произведение искусства с участием умирающего или недавно умершего человека. Шнайдер, который по-особому глубоко переживает тему смерти, известен тем, что в восемнадцатилетнем возрасте трасформировал дом своих родителей в неоднозначную работу, известную как «Мертвый дом Ур» (Dead House Ur). 

Джеймс Хопкинс. Срок действия

Представляя собой лабиринт из скрытых переходов, звукоизолированных комнат, узких коридоров и тупиков, автор разрушает представление о доме как безопасном месте, создавая гнетущую, ужасную атмосферу безысходности, где единственные двери, ведущие в комнату без окон, открываются только с внешней стороны. Мертвый дом, как и другие работы автора, - это художественный эксперимент, стремящийся к изучению смерти как процесса со всеми характерными для него эмоциями и переживаниями с целью продемонстрировать, насколько смерть является естественным и логическим продолжением жизни.

Внимательно изучая и стремясь запечатлеть одновременно зловещий и захватывающий момент смерти, американский фотохудожник Андрес Серрано (Andres Serrano) использует различные части трупных тел как объекты своих работ. На первый взгляд отталкивающие, фотографии из серии «Морг» (The Morgue) неизменно привлекают внимание, играя на извечном человеческом любопытстве к непостижимому феномену смерти, нежелании мириться с ней и страху неведомой и непредсказуемой судьбы, порождаемых глубинами человеческого подсознания.

Братья Чепмены. "Чертово пекло"

Ад рукотворный

Оставляя мистицизм в своем осмыслении темы смерти, некоторые современные художники обращаются к вопросу фатальной роли самого человека в смерти на земле. Почему люди убивают друг друга? Не слишком ли увлекаются некоторые из них неограниченностью своей власти, когда наделяют себя правом лишать жизни других людей? Известная бельгийская художница Берлинде де Бруйкере (Berlinde дe Bruyckere) рассматривает эти вопросы в контексте трагических событий мировых войн и Холокоста. Ее скульптурные композиции и инсталляции - это боль, страдания и одиночество, выраженные часто в неправильных, фрагментированных формах, напоминающих изуродованные человеческие и животные фигуры. 

Инсталляция под названием «Девственность может быть адом» (Innocence can be hell), которая принесла ей мировую известность, представляла собой открытые контейнеры, заполненные одеялами жизнерадостных цветов, из-под которых бессильно свисали женские руки и ноги. Таким образом, с помощью покрывал, шкур, волос, ткани и дерева был создан образ бессилия и полного отсутствия безопасности. Ключевой же образ одеяла - это символ как тепла и домашнего очага, так и уязвимости и страха, от которого люди, как дети от ночных чудовищ, прячущихся в постели.

С характерной для мужчин прямолинейностью к темам войн и кровавых конфликтов обращаются и англичане братья Чэпмены (Chapman Brothers). Работая преимущественно в стиле скульптурных композиций, художники больше известны благодаря работе под названием «Чертово пекло» (Fucking Hell) - высокодетализированных композицией, изображающей последствия военных разрушений. Одевая миниатюрных солдат, которые грабят, убивают и насилуют, в нацистскую униформу, художники понимают гибель человечества не как пророчество о будущих природных катаклизмах, а как олицетворение самой смерти в разрушительных и сокрушительных деяниях самого человека.

Более десяти лет теме смерти и злодеяний уделяет внимание в своем творчестве швейцарский художник Томас Хиршхорн (Thomas Hisrschhorn). Свойственная его работам острая политическая коннотация приобретает художественную ценность в обращении к темам ныне активных и латентных конфликтов - таких как война в Ираке. Изображая в своих работах изувеченные тела солдат и случайных жертв военных действий, он обнаруживает всю абсурдность человеческой смерти как атрибута борьбы за переходящий флаг власти.

Рики Алмен. Диптих "Пожалуйста, будьте вежливы, пока мы рискуем вашей жизнью"

Апокалипсис и новое начало

Развивая тему роли человека в распространении смерти на планете и обязательной расплаты за попытку играть в Богов, которые творят судьбы других на земле, современное искусство обращается к теме всевозможных вариантов конца света. Еще один значимый ракурс в обращении к теме смерти - это апокалипсис и шансы человека на спасение.

Творчество французской художницы Доминик Гонзалес-Форстер (Dominique Gonzalez-Foerster), например, демонстрирует уверенность в неизбежной гибели существующей цивилизации, предрекая один из многих, в том числе самых фантастических сценариев. Работа под названием «ТН.2058» изображает так называемый Турбинный зал (один из выставочных залов галереи современного искусства Тейт Модерн в Лондоне) в виде убежища, подобно тем, которые существовали в лондонском метро во время Второй мировой войны. На каждой из двухсот железных кроватей лежит листок с одним из возможных сценариев наступления таких событий, которые описаны в произведениях фантастов от «Дня Триффина» Виндема до «Затопленного мира» Белларда. Таким образом, художница предрекает расплату за самоуверенную и наивную попытку безнаказанно управлять тем, что называется нашим миром.

В отличие от Гонзалес-Форстер, американец Рики Аллмен (Ricky Allman) дает человечеству надежду на спасение. Его работы одновременно указывают на неизбежность апокалипсиса в ближайшей истории человечества и акцентируют на причинах, которые приближают его: религиозный фундаментализм, разрушение окружающей среды, человеческая жадность. Вместе с тем, некоторые из его работ показывают, что неизбежность глобальных катаклизмов является жизненно важным элементом сохранения баланса на земле и наставлением человечеству. Он опровергает неоспоримость пророчеств о Судном Дне, балансируя на грани между надеждой и сомнениями.

Наконец, работы Криса Кукси (Kris Kuksi) - причудливое попурри из барочной детализации и современных технологий, используемых для создания трехмерных изображений пост-апокалиптического мира, которому «новые начала, новые философии и новый конец» придут на смену нашей избалованной цивилизации. Ища вдохновения в «старом мире», художник инкорпорирует его рудименты в интересный эксперимент по созданию видения будущего: если наша цивилизация исчезнет, ​​на смену ей придут новые, а следовательно, смерть будет побеждена, и цикл жизни продолжится.

Берлинде де Брукейре. В полях Фландрии

Эпилог. Смерть в искусстве или смерть искусства?

Современных художников часто обвиняют в позерстве и, скорее, в стремлении к славе и скандальной известности, чем желании удовлетворять потребность человека в прекрасном. Существует мнение, что искусство в том смысле, в каком оно существовало веками, умирает. Действительно, эволюция социальных эстетических норм и оценок привела к тому, что искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически выразительных форм. Искусство все меньше представляет собой понятный мимезис с универсальным содержанием (проще говоря, - подражание, копирование, воспроизведение действительности) и все больше стремится к релятивизму, то есть концентрации на эмоциях, переживаниях и идеях, порождаемых определенным произведением искусства у конкретного человека. В этом отношении современное искусство требует от зрителя не простого созерцания, а полноценного участия и анализа объекта творчества.

Иными словами, пассивный зритель в буквальном смысле превращается в активного участника создания предмета искусства. Таким образом, искусство как одна из древнейших форм познания и коммуникации приобретает совершенно удивительные качества фактически индивидуально ориентированного канала информации. А крайне выразительные формы, которые для этого используются, в значительной степени усиливают мощность и эффективность этого канала.

Доминик Гонзалес-Форстер. ТЗ.2058

Активное обращение современных художников к теме смерти, одной из самых благодарных и неисчерпаемых тем искусства, конечно, неслучайно. С ускорением ритма жизни, интенсификацией информационных обменов, упрощением процессов межнациональных и межконтинентальных коммуникаций на фоне глобальной нестабильности и тотальной неуверенности в безопасности будущего, вечность как состояние без начала, продолжения и конца во времени просто исчезает. Поэтому воспроизведение смерти в искусстве - не просто еще одна попытка отвечать на сиюминутные запросы общества и не только отражение нарастающей всепоглощающей тревоги. Столкновение человека и смерти лицом к лицу - это, прежде всего, попытка возрождения тех моральных принципов и истинно человеческих качеств, потерей которых человечество заплатило за прогресс.

Можно утверждать: если одним из критериев искусства является способность вызывать отклик у других людей, стимулировать мысли, чувства, представления и идеи через ощущения, то современное искусство больше, чем когда-либо, соответствует своим задачам по определению. Так, его понимание требует не просто развитого чувства эстетики, но и определенного уровня развития, интеллектуальных потенций и анализа глубинных внутренних психологических процессов. Даже подготовки, если хотите. А кто сказал, что искусство должно быть доступным каждому?

 

Александра Дрик