СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО: Девушка с жемчужной сережкой

В связи с тем, что музей Fitzwilliam в Кембридже проводит выставку «Женщины Вермеера: секреты и тишина», посвященную загадке таинственных женских образов в живописи голландского художника XVII-го века Яна Вермеера, мы решили вспомнить о его наиболее таинственной картине «Девушка с жемчужной сережкой» и одноименном фильме, являющемся одним из лучших образцов синтеза живописи и кино.

«Девушка с жемчужной сережкой», пожалуй, самая известная картина Яна Вермеера. Ее называют северной или голландской Моной Лизой. Картину датируют приблизительно 1665 годом. Она хранится в Королевской художественной галерее Маурицхёйс в Гааге, Нидерланды.

Девушка, читающая письмо у открытого окна, 1657-1659. Дрезденская картинная галерея

История картины покрыта тайной. Кроме подписи автора «IVMeer», о ней больше ничего не известно. Неизвестно, кем была изображенная девушка, кто был заказчиком картины, и писал ли её художник на заказ. В Маурицхёйс картина попала в 1902 году из частной коллекции некоего А. А. дес Томбе, который приобрел ее в 1881 году на аукционе в Гааге за два гульдена и тридцать центов.

Ян Вермеер, Молочница, 1658—1660. Государственный музейАмстердам

Тем не менее, далеко не каждая мало атрибутированная картина вызывает подобный ажиотаж, как «Девушка с жемчужной сережкой». Интригует в первую очередь сам портрет, собственно, взгляд изображенной девушки. Этот взгляд никого не оставляет равнодушным – неудивительно, что картина стала легендарной, как только попала в экспозицию. Всем хочется узнать, о чем же она думает, ведь глаза – зеркало души.

Кадр из фильма «Девушка с жемчужной сережкой». Персонажи смотрят на картину Яна Вермеера «Девушка с жемчужным ожерельем», 1665. Картинная галереяБерлин

Это не обычный портрет. Он живой и спонтанный, как моментальная фотография. Художник запечатлел взгляд через плечо, будто брошенный девушкой на кого-то, только что вошедшего. Но ее взгляд отнюдь не удивленный, и тем более не испуганный – она смотрит на кого-то хорошо знакомого, того, кого ждала. Ее взгляд признательный и, кажется, влюбленный. Во всяком случае, он исполнен нежности и любви, возможно, родственного чувства.

Именно любовь обладает той притягательной силой, вызывающей ответное чувство у окружающих, а в этот портрет влюблена вся мировая зрительская аудитория. Именно скрываемое чувство любви увидела писательница Трейси Шевалье в загадочном взгляде девушки, и положила лав-стори в основу своего одноименного романа, посвященного таинственной картине Яна Вермеера.

Скарлет Йохансон и Колин Фирт в фильме «Девушка с жемчужной сережкой»

Фильм «Девушка с жемчужной сережкой» был снят в 2003 году режиссёром Питером Уэббером по роману Трейси Шевалье. Блестящие актеры Колин Фирт (в роли Вермеера) и Скарлет Йохансон (в роли девушки Грит) воплотили на экране необыкновенную платоническую любовь девушки-служанки и выдающегося художника, разделенную социальным статусом, семейным положением и религиозными верованиями.

Создание картины стало для них моментом наибольшего сближения, апогеем их счастья, во время которого они открылись друг другу одними лишь взглядами. Картина стала детищем их молчаливой любви, а ее появлению на свет предшествовал символический акт дефлорации – художник проколол ухо девушки шилом, вытирая капли крови белой материей.

Кадры из фильма

Однако фильм интересен не только завораживающей любовной историей, но и своим визуальным решением. Он удивительным образом соткан из кадров-пейзажей и картин «малых голландцев», дотошно имитируя и воспроизводя атмосферу Нидерландов XVII-го века.

Кадр из фильма

Так называемые малые голландцы – голландские художники XVII-го века, которые писали небольшие по размеру натюрморты и жанровые сценки для домов буржуа, лишь со временем были оценены по достоинству за их мастерство и неповторимый жанр. В своих картинах эти художники непосредственно и детально изображали жизнь тех времен, домашний быт голландцев и ежедневную суету. Изображаемыми чаще становились женщины, которые больше времени проводили дома: они шьют, вяжут, занимаются домашним хозяйством, готовят обед, или отдыхают, читают, или просто мечтают на картинах.

Кадр из фильма

Но в этих беззаботных картинах часто есть и потаенный смысл – завуалированная социальная критика. В Нидерландах XVII-го века превалировало протестантство, его исповедовала большая часть населения: простые люди и мелкие буржуа, последние были основными заказчиками картин «малых голландцев». В тоже время богатые горожане исповедовали католицизм, ненавидимый в Нидерландах в связи с многолетними войнами с католической Испанией. В своих картинах «малые голландцы» изобличали католиков в их ежедневном разврате: чревоугодии, распутстве, расточительстве – таком отличном от аскетичной жизни протестантов.

Кадр из фильма

Изображенных католиков можно было узнать по пышной одежде и безудержному веселью. Но существовали также символы, с помощью которых зритель понимал, чем же на самом деле занимаются люди в столь невинных на первый взгляд сценках. Дичь, убитая птица или заяц, присутствующие где-нибудь на заднем плане картины с изображением мужчины и женщины, ровно так же, как и лимонад на столе, обозначали половой акт. Такое значение имели и музыкальные инструменты, с которыми мы часто видим изображенных на картинах католиков.

Ян Вермеер, У сводни, 1656. Картинная галерея, Дрезден

Фильм «Девушка с жемчужной сережкой» воссоздает историческую атмосферу, используя голландские картины как документы времени. Он пропитан и очарован ими, и, воспроизводя их в каждом своем кадре, сам становится живописным.

Кадр из фильма

В целом живопись находится в сердце фильма. Большинство событий фильма так или иначе связаны с искусством, делая сам фильм руководством по живописи и ее энциклопедией. К примеру, Вермеер показывает Грит Камеру-обскуру, учит смешивать краски и видеть цвета облаков, даже отец девушки – создатель известной расписной голландской плитки. Пожалуй, этот фильм можно назвать лучшим образцом кино о живописи.

Скарлет Йохансон в роли девушки с жемчужной сережкой

 

 

Анна Цыба