СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО: «Елена», фильм о культурном разрыве
Что происходит в современном мире? Движение Occupy Wall Street плавно переросло в Occupy World. Люди выходят на улицы и требуют – даже современные аналитики не могут разобраться – чего. В воздухе физически ощущается нарастающее напряжение. Очевидно, что сложившиеся в современном обществе противоречия выходят из-под контроля и устоявшийся социальный порядок трещит по швам. Проблемам культурного и классового противоречия посвящен новый фильм Андрея Звягинцева "Елена".
Именно этот фильм был назван фильмом закрытия кинофестиваля «Молодость». И есть за что. Оставив в стороне претенциозные пафосные планы "Возвращения" и "Изгнания", Андрей Звягинцев снял пронзительную социальную драму, воспользовавшись более простым и подходящим в этом случае визуальным языком.
В центре внимания режиссера две социальные группы – олицетворенные Еленой (Надежда Маркина), чья семья живет в московских предместьях, и ее мужем Владимиром (Андрей Смирнов), который живет в одном из фешенебельных переулков внутри бульварного кольца в Москве. Разительное несоответствие между двумя слоями, условно говоря "высшим" и "низшим" заостряется еще и тем, что герой Андрея Смирнова - патриархальный "сексист" – не считает свою жену, принадлежащую к иному классу, полноправным членом своей семьи.
Сын Елены со своей женой и двумя детьми ютятся в маленькой захламленной советской квартире. Звягинцев не случайно останавливает "взгляд" камеры на заклеенном магнитиками и всякой ерундой холодильнике – ведь речь идет не просто о разнице в финансовом положении, а о культурном разрыве. Внуку Елены придется идти в армию, типичный подросток "из городских окраин", он участвует в уличных драках двух враждующих группировок и во всем, что с этим связано.
Автор не оставляет нам сомнений в том, по какой траектории будет развиваться его судьба. В силу многих причин, и, в том числе, в силу культурной изоляции, он, как и сама Елена, безнадежно далек от той стилистической сложности, которая проскальзывает в мастерски поставленном диалоге Владимира с дочерью (Елена Лядова).
Однако, противостояние неминуемо разрешится, и разрешится драматически. В кино, как и в жизни, ситуация дисбаланса рано или поздно заканчивается трагедией. Попав в "красивую жизнь", житель предместий задумчиво "по-пролетарски" плюет вниз, во двор, где дети "из хороших семей" развлекаются игрой в футбол.
Пожалуй, фильм бы не состоялся, не выдержи Звягинцев до конца отчетливо нейтральную позицию, как повествователь. Ему удалось с помощью правильно подобранных типажей перевернуть с ног на голову стереотипную систему образов, не впадая ни в циничную, ни в морализаторскую позицию.
Выводы Звягинцев оставляет делать нам самим, между тем созданная им картина реальности неутешительна и слишком похожа на правду.
Анна Ландихова