«Смутная алчба-3»: Анатолий Ганкевич

От авторов

Перед вами, читатель, альманах «Смутная алчба-3» - условный итог 2011 года глазами двадцати художников. Условный потому, что, к счастью, нет уже единомыслия, сколько личностей – столько и мнений. И именно фиксацией, документацией разных взглядов интересен нам, авторам, и, надеемся - вам, читателям, этот проект.


Этот выпуск уже третий. В первый раз, в 2010 году, мы старались выбирать самых успешных мастеров, разумеется, с нашей точки зрения – мы тогда ориентировались и на количество выставок, и на аукционные продажи, и на публикации в прессе.

Во второй раз, в 2011 году, мы стремились представить разные группы, группировки среди одесских художников.

Нынешний, выходящий в 2012 году альманах, объединяет художников, уехавших из Одессы, живущих в США и Германии, с художниками, совсем недавно начавшими творческий путь, но начавшими его активно. Мы очень рады тому, что многие из наших молодых избранников оказались в сотне самых знаковых современных художников Украины по версии журнала «ART UKRAINE». Но одновременно с ними в нашем альманахе есть ряд интервью с успешными мастерами, многие годы представляющими одесскую школу как в Украине, так и за ее пределами.

Если во втором альманахе мы предоставили слово двум художникам, с которыми мы беседовали год тому назад, это были Александр Ройтбурд и Стас Жалобнюк, то в третьем выпуске только один художник возвратился вновь на наши страницы. Это Оксана Мась, представлявшая Украину на биеннале в Венеции в 2011 году. Мы посчитали, что это важно - не только для художницы, но и для нашего города.

Художественный мир Одессы настолько многолик, что без труда уже сегодня мы могли бы выстроить ряд имен, с кем хотелось бы побеседовать в следующем, 2013 году, по итогам 2012 года. Но… мы решили пойти другим путем.

Е.б.ж., как писал Лев Толстой, - если будем живы, постараемся сделать альманах, посвященный 12 мастерам, которых уже нет среди нас. На наши вопросы ответят искусствоведы и коллекционеры, музейщики и, конечно, художники. И оживут в воспоминаниях и размышлениях Владимир Синицкий и Лев Межберг, Олег Соколов и Александр Фрейдин, Юрий Егоров и Михаил Божий, Людмила Ястреб и Валентин Хрущ...

Но от светлого будущего вернемся в не менее светлое настоящее. Впервые в этом альманахе под одной обложкой собраны художники, которые, скорее всего, не знают друг друга. Это представители разных срезов, разных эпох одесского искусства. А значит, что не только читатель, но и художник откроет для себя новые имена. Мы понимаем это и ощущаем, что берем на себя ответственность. Но если не брать ее, какой смысл заниматься арт-критикой…

Возможно, у кого-то возникнет вопрос, почему альманах называется «Смутная алчба». Не будем в третий раз объяснять, предложим прочесть вступление и к первому, и ко второму альманаху.

А в приложении к этому выпуску мы даем две статьи, которые, надеемся, расширят ваши творческие горизонты.

 

С уважением,

Евгений Голубовский и Евгений Деменок

 

Интервью с художником Анатолием Ганкевичем в рамках проекта «Смутная алчба-3».


- Какие события в культурной жизни в 2011 году: в театре, музыке, в литературе, в изобразительном искусстве – вы восприняли как значимые для вас?

- «Аллегория Сакра» АЕС+Ф произвела впечатление на 15-метровом полукруглом экране с долби-серраунд.

- Одесса меняется, как любой город. Что в этих переменах за последние годы вас больше всего огорчило, а что порадовало?

- Один факт огорчает и радует одновременно. К Одессе устремили свои взоры, интересы и тела иногородние. Больше стало в городе приезжих. Уходит одесский колорит. Это плохо. Много людей стало приезжать просто на выходные, а некоторые покупают жилье и оседают тут. Или работают дистанционно от Москвы и Киева – это стало модно. Появляются правильные, умные «столичные лица». Это хорошо.

Вратарь

- Мы говорим о мастерах одесской художественной школы, как о художниках, скульпторах. Но они были людьми, порой с неоднозначными поступками. О ком бы вам хотелось рассказать, напомнить нашим читателям?

- Самый «неоднозначный» пример для меня - это Валик Хрущ. И как художник, и как персонаж. Никогда не забуду, как он пил с нами горячий чай со спиртом. Он жил как настоящий художник. Этому человеку не хотелось и не моглось ничего навязать - свое мнение, например. У него было «всегда свое» и «при себе». Помню, у Ленчика Войцехова, на Чистопрудном бульваре, зимой, пришел он в гости, холодно... Мы предложили ему чай, а он достал свой шкалик спирта. И стал учить нас пить горячий чай со спиртом.

Ахматовский профиль

- Расскажите немного о своём становлении как художника. Что стало первым импульсом? Кого вы можете назвать своим учителем? Влияли ли на вас соученики, коллеги?

- Первый импульс наверно был изначально. Он есть всегда.

Я вообще самоучка. Соучеников у меня не было. Мой отец – художник, нанимал мне учителей по рисованию. Мама, наверное, дала первый импульс. Просто отдала меня учиться в художественную школу. Я думаю, от нее и пошел первый импульс. А учителей в жизни было много разных. Со школьными учителями не повезло, зато в начале 90-х появился Саша Ройтбурд, который научил целую тусовку понимать современное искусство.

- Когда к вам впервые пришёл успех, что вы ощутили тогда и как относитесь к успеху сейчас?

- Успех, как я понимаю, ко мне еще не приходил. А отношусь к успеху так же легкомысленно, как и он ко мне.

- А неудачи? Ощущаете ли вы их сами или верите критикам, друзьям, говорящим, что работа не получилась?

- Конечно, знаешь, какая твоя работа лучше, а какая хуже. Не всегда процесс создания произведения выходит быстрым и легким... И это всегда видно.

Ну да, чужое мнение меня интересует, ну скорее, как один из множества ракурсов, для полноты ощущений. Но эмоционально я на это не реагирую.

Богиня Динамо

- Соцреализм большей частью состоял из «заказных» вещей. А как вы сейчас относитесь к «заказу»? Умеете ли превратить его в творческую работу?

- Не только соцреализм. Все Возрождение работало на заказы. Заказы - это хорошо. «Физкульт-Респект» - этот проект стартанул от одной вещи. Мне заказали одну работу, а вышла целая серия, большая сеия. Поэтому: «Побольше нашим художникам заказов»!

С днём космонавтики

- Дмитрий Кедрин, хороший поэт, однажды написал: «У поэтов есть такой обычай – в круг садясь, оплёвывать друг друга». А у художников? Дружба среди художников – явление редкое или распространённое?

- Сегодня художники предпочитают обходиться без общения друг с другом. У каждого остался какой-то свой небольшой, «близкий круг». Это сейчас такой период. Есть определенная усталость от общения. Наверное, художников уже не интересуют мысли других художников. Это же всего-навсего только мысли. А у каждого, наверное, и своих мыслей полно. Со своими бы разобраться. Наверное, у всех художников нашего круга, как и у меня, лучший друг - Гугл, а лучшая подруга - Википедия! Сейчас художников может  объединить вместе только хорошее коммерческое предложение. И на сегодняшний день это нормально. Пусть художники не общаются. Зато высвобождается много времени для работы у себя в мастерских. Может, что-то новое и сделают. Надо отдохнуть от общения. В 90-е мы переобщались. Это как вдох и выдох. Сейчас отдыхаем.

- Юрий Олеша лучший свой роман назвал «Зависть». Многие считают, что зависть была, а может быть, и остаётся побудительной причиной взаимоотношений.  Испытывали ли вы когда-либо зависть, в связи с чем?

- Я не пользуюсь этим девайсом. Я всегда не понимал, зачем завидовать. Это же не продуктивно. Но если предмет зависти воспринимать, как пример для подражания, может быть, это и бывает продуктивно у амбициозных людей. У меня не так. Я всегда понимал, что теоретически все в моих силах и если я захочу, могу попытаться этого добиться, не истощая себя завистью. У меня есть попытка хотя бы. Я могу добиться, но... не хочу. И основная причина - это банальная лень. И завидовать, следовательно, мне тоже лень.

Девушка с веслом

- Вопрос от Константина Симонова: «Если б Бог вас своим могуществом после смерти отправил в рай, что бы взяли вы из имущества, если скажет он: выбирай»?

- Ничего бы не взял. Я бы начал все с чистого листа.

- Извините за детский вопрос: а зачем вы занимаетесь искусством?

- Наверное, это единственное бессмысленное занятие, которое для меня имеет какой-то смысл.

- С какими пятью одесскими художниками вы согласились бы представлять Одессу в Нью-Йорке?

- С любыми. Все зависит от куратора. Вот с кураторами не со всеми надо иметь дело, а художники, они сами выстроятся.

Фехтовальщики

- Что нужно для того, чтобы одесская художественная традиция не прекратилась?

- Ничего не нужно. Она не прекратится. Искусство, может и прекратится, а художественная традиция будет еще жить и жить.

- Художественный рынок переполнен подделками. Подделывали ли ваши работы? Подделывали ли вы чьи-то работы? И вообще – радоваться или огорчаться тому, что существует индустрия подделок?

- Мои работы сложно подделать, они очень трудоемкие. Надо потратить больше сил, чем подделывать Пикассо, например. Я никогда ничего не подделывал, но на их месте подделывал бы Пикассо, он дороже и легче копировать. А отношусь к подделкам спокойно. Если подделка вставляет так же, как и оригинал – значит, это хорошая работа.

- Существует ли для вас проблема: художник и власть? Ищете ли вы благосклонности власти, презираете её?

- Я стараюсь держаться подальше от власти. Мне кажется, это небезопасно. Да и она сама держится далеко от нас и от всей культуры в целом.

КаВалерия

- Картину Репина на выставке пырнули ножом, картину Рембрандта облили кислотой. Какие эмоции по поводу ваших работ проявляли зрители?

- На работы с мерцанием говорили, что, когда долго смотришь, включается воображение и появляется видео-эффект мерцания. Скорее всего, это память выдает этот сэмпл, кусок видео, который был пережит и записан когда-то в прошлом.

- Предпочитаете ли вы сами продавать свои работы собирателям или радуетесь, когда за вас это делает галерист, арт-дилер?

- Я очень радуюсь, когда галерист продает мою работу. Но, к сожалению, это происходит все реже и реже.

- Считаете ли вы стрит-арт, боди-арт, перформанс столь же важными, как станковую живопись?

- Да. Имеет право на жизнь любое проявление в искусстве.

Московский гольф

- Поэта всегда окружают музы. Кто и что вдохновляет художника?

- Меня вдохновляет одиночество. Когда ты один, тебе легче быть искренним. Для того, чтобы начать продуктивно работать, для меня лучше какое-то время находиться одному.

- Если бы в следующем году вам предложили представлять Украину на Венецианском биеннале, какую экспозицию вы бы сделали?

- Новую!

 

Евгений Голубовский

Евгений Деменок