«Смутная алчба-3»: Степан Рябченко

Интервью с художником Степаном Рябченко в рамках проекта «Смутная алчба-3».

Степан Рябченко


- Какие события в культурной жизни в 2011 году: в театре, музыке, в литературе, в изобразительном искусстве – вы восприняли как значимые для вас?

- Для меня этот год прошел интересно и насыщено! Практически не было пауз между участиями в проектах. Я вошел в двадцатку молодых художников Украины, участников конкурса PinchukArtCentre Prize 2011. Одновременно я получил первую премию в конкурсе концептуальной архитектуры. Важным считаю участие в проекте «Независимые» - в нем было представлено большинство ведущих украинских художников периода независимости, и мне было приятно попасть в их число. Не менее масштабным по размаху и интересным по концепции был проект «Космическая Одиссея», он затронул интересующую меня тему о человеке во Вселенной и человеке, как «микрокосмосе». Подытожило год участие в выставке «Art Kiev Contemporary», на которой моя новая работа «Архангел» была представлена галереей «DymchukArtGallery».

Искушение святого Антония. Национальный художественный музей Украины. 2012

 

- Одесса меняется, как любой город. Что в этих переменах за последние годы вас больше всего огорчило, а что порадовало?

- Радует, что продолжается реставрация зданий в центре города, обретают свой прежний вид дома, храмы и монастыри, приведены в порядок некоторые скверы. Город начинает преображаться к лучшему. Положительно воспринимаю восстановление памятника Екатерине на ее прежнем месте и перенос памятника Потемкинцам на гораздо более выгодное для него место. Хотелось бы отметить как удачный новый памятник Исааку Бабелю: место выбрали, на мой взгляд, хорошее, и памятник смотрится свежо, брусчатка добавила образности. Огорчает, что принимая определенные решения, связанные с существенными изменениями Одессы, городская власть делает это непублично, безальтернативно, не привлекая молодых архитекторов и не учитывая мнения одесситов. Новая застройка нарушает изначальную градостроительную концепцию города, не соблюдается высотность. Огорчает застройка побережья, состояние парков Одессы, в частности, парка Шевченко.

 

Проект «Герой». Pinchuk Art Centre. 2011 

 

- Мы говорим о мастерах одесской художественной школы, как о художниках, скульпторах. Но они были людьми, порой с неоднозначными поступками. О ком бы вам хотелось рассказать, напомнить нашим читателям?

- Недавно мне позвонил Леонид Войцехов и сказал, что приближается конец света и искусство нужно срочно эвакуировать через запасной выход.

 

- Расскажите немного о своём становлении как художника. Что стало первым импульсом? Кого вы можете назвать своим учителем? Влияли ли на вас соученики, коллеги?

- Я родился в Одессе, в семье художников, и до школы мы жили в папиной мастерской на 16 ст. Б. Фонтана. К нам часто приезжали художники, искусствоведы, фотографы. Там началось мое творчество: я рисовал, любил лепить и конструировать. Потом была общеобразовательная школа, и с рисованием до института пришлось подождать. Во время обучения в архитектурно-художественном институте, параллельно с работой над архитектурными проектами, я начал экспериментировать и в изобразительном искусстве. Так, в 2006 году, работая над «Сельским клубом»? я создал свою первую цифровую картину. А в 2007 году в Москве в мастерской у Андрея Чернихова, я начал создавать эскизы росписей зданий. Тогда меня интересовало создание образа посредством нефигуративного искусства. К таким работам относятся циклы «Калейдоскоп», «Октанты», «Компьютерные вирусы». Последние мои работы представляют собой картины, комбинирующие фигуративный и абстрактный язык. Мне очень интересен такой синтез противоположностей. С недавнего времени я также пробую реализовать себя в скульптуре. Что касается преподавателей в институте, - они всегда поддерживали меня и давали полную свободу в творчестве, за что я им очень благодарен.

 

Проект многофункционального комплекса «Куб Ахилла» на острове Змеиный. 2010

 

- Когда к вам впервые пришёл успех, что вы ощутили тогда и как относитесь к успеху сейчас?

- Пока я не достиг успеха в полном понимании этого слова. Есть определенные положительные результаты. Запомнилось получение первой премии в области концептуальной архитектуры за проект многофункционального комплекса «Куб Ахилла» на острове Змеиный, который вызвал тогда много внимания и положительных отзывов. Это, конечно, очень обрадовало меня. Успехи – это отличный стимул для дальнейшей работы.

 

- А неудачи? Ощущаете ли вы их сами или верите критикам, друзьям, говорящим, что работа не получилась?

- Я делаю то, что считаю нужным, а критики и друзья имеют право на свою точку зрения. Мой принцип – не показывать работу, пока она не закончена. А когда она уже готова - бояться нечего.

Проект многофункционального комплекса «Куб Ахилла» на острове Змеиный. 2010

 

- Соцреализм большей частью состоял из «заказных» вещей. А как вы сейчас относитесь к «заказу»? Умеете ли превратить его в творческую работу?

- Я очень хорошо отношусь к заказам и не вижу никакой разницы между заказом и творческой работой. Очень много общепризнанных шедевров в мировом искусстве создавались именно под заказ.

 

- Дмитрий Кедрин, хороший поэт, однажды написал: «У поэтов есть такой обычай – в круг садясь, оплёвывать друг друга». А у художников? Дружба среди художников – явление редкое или распространённое?

- У нас в Одессе дружба среди художников - довольно распространенное явление. Лично мне интересно общаться со многими художниками. Не знаю, можно ли это назвать дружбой, но хорошими отношениями – точно.

 

- Юрий Олеша лучший свой роман назвал «Зависть». Многие считают, что зависть была, а может быть, и остаётся побудительной причиной взаимоотношений. Испытывали ли вы когда-либо зависть, в связи с чем?

- Возможно. Когда я вижу перед собой работу, которая мне очень нравится, мне либо хочется стать ее обладателем, либо самому сделать лучше, но не больше. А вообще я знаю, что с завистью нужно бороться.

 

- Вопрос от Константина Симонова: «Если б Бог вас своим могуществом после смерти отправил в рай, что бы взяли вы из имущества, если скажет он: выбирай»?

- Я думаю, ничего земного в раю не потребуется. Главное, чтобы рядом были близкие и любимые люди.

 

- Извините за детский вопрос: а зачем вы занимаетесь искусством?

- Мне это интересно.

 

- С какими пятью одесскими художниками вы согласились бы представлять Одессу в Нью-Йорке?

- Я с удовольствием буду об этом думать, когда появится конкретное предложение.

Музей актуального искусства в городе Одесса. 2008


- Что нужно для того, чтобы одесская художественная традиция не прекратилась?

- Очень важно поддерживать художников и стимулировать их к работе. Думая над этим, я разработал проект «Центра современного искусства» специально для Одессы. Он призван поддержать искусство и придать Одессе статус развитого культурного центра. Проект включает в себя выставочные залы для постоянных и временных экспозиций, экспериментальную площадку для молодых художников, музейные фонды, медиатеку, конференц-залы, творческие мастерские и т.д. Одна из функций центра - это функция музея современного искусства, другая - просветительская, которая предусматривает проведение фестивалей, крупных международных выставок, образовательных программ. Я уверен, что наличие такого центра будет способствовать продолжению художественных традиций в нашем городе, и подымет интерес к украинскому искусству. Кстати этот проект был отмечен как вполне реалистичный и возможный к воплощению и получил первую премию на всеукраинском архитектурном конкурсе дипломных проектов во Львове.

 

Музей актуального искусства в городе Одесса. 2008

 

- Художественный рынок переполнен подделками. Подделывали ли ваши работы? Подделывали ли вы чьи-то работы? И вообще – радоваться или огорчаться тому, что существует индустрия подделок?

- Подделок на свои работы я не встречал и сам подделками не занимаюсь – это, наверное, очень скучно, и радоваться тому, что такая индустрия существует, не стоит. Недавно узнал, что многие музеи мира наполнены подделками, и это очень огорчает.

 

- Существует ли для вас проблема: художник и власть? Ищете ли вы благосклонности власти, презираете её?

- От власти многое зависит, особенно в области культуры. Я надеюсь на сотрудничество.

 

- Картину Репина на выставке пырнули ножом, картину Рембрандта облили кислотой. Какие эмоции по поводу ваших работ проявляли зрители?

- Агрессивного отношения зрителей к своим работам не наблюдал. На пресс-конференции в PinchukArtCentre мне сказали, что по итогам голосования среди моих поклонников много детей.

 

Архангел. Art Kyiv Contemporary. Мыстецкий Арсенал. 2011

 

- Предпочитаете ли вы сами продавать свои работы собирателям или радуетесь, когда за вас это делает галерист, арт-дилер?

- Конечно, я очень рад, когда продаются мои работы, чаще это происходит через арт-дилеров и аукционы.

 

- Считаете ли вы стрит-арт, боди-арт, перформанс столь же важными, как станковую живопись?

- В любом виде искусства есть свои интересные примеры. Стрит-арт привлекает меня, как концептуально и формально обдуманная роспись зданий либо их торцов - это очень интересно и при возможности я с удовольствием создал бы такую работу для города. По поводу перформанса, не могу сказать, что я очень интересуюсь им, - это довольно специфическое искусство, но я видел некоторые работы югославской художницы Марины Абрамович, которые мне понравились. Еще как пример могу назвать весельчаков из Великобритании – Гилберта и Джорджа, они, на мой взгляд, не бессмысленно утверждают, что вся их жизнь и есть произведение искусства. И это сразу наталкивает меня на мысль, что действительно жизнь любого человека – это своего рода перформанс. С боди-артом я также не сильно знаком, мне он представляется как живая скульптура. Но пока я не видел таких примеров, в таком качестве, и в таком количестве, которые могли бы поставить эти виды искусства на один уровень со станковой живописью.

Новая эра. ARSENALE 2012. Мыстецкий Арсенал. 2012

 

- Поэта всегда окружают музы. Кто и что вдохновляет художника?

- Вдохновение приходит во время работы.

 

- Если бы в следующем году вам предложили представлять Украину на Венецианской биеннале, какую экспозицию вы бы сделали?

- Если такое предложение поступит, то буду участвовать и представлять. Заранее говорить об экспозиции невозможно, она будет зависеть от таких факторов как концепция, конфигурация и объем выставочного пространства, а также финансирование.

 

 

Евгений Голубовский

Евгений Деменок