Сонг Донг: «Мы – бедные. Неважно, насколько богатыми мы можем стать, нищета навсегда останется в нашей крови»

Многие люди, побывавшие в Пекине, ассоциируют его с хутонгами – узкими улочками или переулками, вдоль которых тянутся ряды домов, объединенных общим внутренним двором. Эти улицы шириной от 9 м до 40 см - суть образ старого Пекина, на протяжении многих столетий были свидетелями формирования его истории и культуры городской жизни. Стремительное развитие Китая, которое, собственно, является причиной постепенного исчезновения хутонгов с лица города, пронизывает творчество многих китайских художников, среди которых - Сонг Донг, чья работа «Мудрость бедных» представлена в этом году на Киевской бьеннале ARSENALE 2012.

Сонг Донг. Мудрость бедных. Мыстецкий Арсенал. ARSENALE 2012. Фото: Максим Белоусов, Михаил Черный

В месте, где дома расположены так близко друг к другу, личное пространство не могло оставаться личным и каждый звук легко кочевал из одного дома в другой, жители искали любую возможность улучшить свои стесненные жилищные условия. Решение, получившее название «заимствование прав», оказалось довольно оригинальным. Например, если домовладельцы жили вокруг открытого участка, где росло дерево, закон и местные порядки не позволяли жителям срубать дерево, поэтому находился мудрец, который мог овладеть землей, «одолжив» дерево, забрав его в свое жилище и позволив ему расти, где сейчас была бы средина его кровати. В Китае при создании парков существует традиция «заимствования ландшафта», то есть его умышленное помещение в рамки сада или парка.

«Моя мать часто говорила: «Мы – бедные. Неважно, насколько богатыми мы можем стать, нищета навсегда останется в нашей крови». Мне всегда было интересно, как бедняки могли добиться большего пространства и прав, эта идея сопровождала всю мою жизнь. Когда я был моложе, я воспринимал ее как данность, но повзрослев, я начал исследовать эту тему и проводить разные интервью, чтобы возродить забытую «мудрость бедных».

 

 

Когда каждый кусочек пространства заполнен, люди, не имея другого выхода, расширяют его вверх и почти достигают неба. Небоскребы современного города – символ денег и власти. Бедняки же лишены подобных амбиций: они хотят как можно полнее использовать доступное им пространство.

Обычным людям не позволено достраивать помещения на крыше и жить там, но голуби имеют на это право. Соревнования голубей признаны спортивными, и жителям разрешалось заводить голубятни на крышах домов, где вскоре начали появляться и кровати, и другие элементы домашнего очага, что делало это место пригодным для жизни. Это яркий пример «заимствования прав» у животных.

В «Мудрости бедных» мы находим изобретательность, хитрость и определенный уровень бессилия. Это система ценностей, скрытая сила обычных людей, чрезвычайный всплеск ежедневного творчества, имеющего как практическую ценность, так и эмоциональное удовольствие», - Сонг Донг.

 

Сонг Донг родился в Китае в 1966 году. Окончил факультет изобразительного искусства в Capital Normal University, и признает, что никогда не был хорошим студентом, скорее необычным. Будучи участником известного в Пекине художественного авангардистского сообщества, в начале 90-х Сонг Донг становится одним из первых художников-концептуалистов Китая. Его творчество содержит перформансы, фотографии, проекции, видео и инсталляции. Рассмотрим наиболее известные из них.

 

Дневник, написанный водой вместо чернил (Writing Diary with Water, с 1995) 

Используя каменную табличку, кисть для каллиграфии и обычную воду, Сонг Донг пишет дневник, в котором физическая суть каллиграфии мимолетна, но важны чувства и психологические переживания. Он создает его на улицах городов всего мира – от Пекина до Нью-Йорка, в Лондоне, Венеции, обращая внимание на быстротечность, тленность жизни, а также выражает своеобразный отказ от архитектуры мира глобализации, от «нового» Китая, разрушающего обычаи старого образа жизни его жителей. Также эта работа посвящена «разрыву поколений», из-за которого старшее поколение становится отчужденным и изолированным от быстро меняющегося общества.

И хотя эта идея используется для выставки, на этот ежедневный ритуал художника вдохновил отец, который, живя скромно и не желая тратить бумагу и чернила, учил своего сына каллиграфии, используя камень и воду. Таким образом, можно добиться полной конфиденциальности: выплеснуть эмоции, не оставляя следов, не боясь, что кто-либо прочитает твои сокровенные мысли. 


Оставляя отпечатки на воде (Stamping the water, 1996)

Эта работа состоит из 36 фотографий художника, стоящего в реке Лхаса в Тибете и бьющего по воде старой деревянной печатью. Как и дневник, этот поступок, существуя исключительно во времени и в воображении, не оставил на воде никаких следов. Эти тщетные повторяющиеся  движения – как попытки людей построить свои отношения с миром.

 

Также эту работу можно понять как акт политического сопротивления, поскольку в китайском обществе печать символизирует власть. Это иронический намек на то, что воду никогда нельзя «проштамповать», и даже если художник попытается показать, что человек может справиться с природой, все же вода никогда не будет им завоевана.

 

Поедая город (Eating the city) 

На создание серии съедобных городов (Шанхай, Лондон, Барселона и др.), состоящих приблизительно из 10 тысяч кусков шоколада, печенья и сладких закусок, Сонг Донга вдохновили, как ни странно, размышления над эфемерностью бытия, ведь после 10-дневного создания города «зрителям» будет позволено откусить кусок города, насладиться им и разрушить. Собственно, это и является целью художника – создать город, чтобы потом от него остались всего лишь крошки. «Расширение города вызвано нашим желанием. В то время, когда города Азии растут, они изменяют свой облик: кажется, каждый день старые здания рушатся и вместо них строятся новые. Некоторые города были созданы с нуля буквально за 20 лет. Мой город, построенный из конфет и печенья, выглядит заманчиво и вкусно. Люди, руководясь своим желанием, стремятся насладиться ним, превратив в руины».

 

Не трать (Waste not, 2005-2011)

«Не трать» - монументальная инсталляция, одна из наиболее известных работ Сонг Донга, впервые была представлена в Пекине семь лет назад. С тех пор некоторые ее элементы были показаны в Корее, Германии, Англии и Канаде, а также в Музее современного искусства в Нью-Йорке, всякий раз в новом месте с новым составом. В ней собрана масса вещей – десятки тысяч атрибутов человеческого быта: картонные коробки, телевизоры, диваны, игрушки, кожаные сумки, обувь, ключи и другие мелочи, которые часто оживляют наши воспоминания. Благодаря этой инсталляции Сонг Донг хотел помочь матери справиться со смертью отца, таким образом, как будто воскрешая память о нем, собирая все накопленные ею за последние годы вещи.

Эта похожая на барахолку работа показывает не только то, что люди, бытовые мелочи, человеческие истории скрывают личные воспоминания, но также изображает влияние политики и истории на семейную жизнь, хотя ни одна из этих вещей сама по себе ценности и не имеет. Чем дольше ты смотришь, тем четче тебе удается увидеть подробный портрет совместной жизни.

Мания собирать старые вещи, давно отслужившие свой срок, определяется британским психологом Оливером Джеймсом как обратная сторона аффлюэнции – попыткой заполнить внутреннюю пустоту после того, как дети покидают родительский дом, или умирает один из родственников.

Если рассматривать данную экспозицию с точки зрения экологической проблематики, можно увидеть, насколько велики отходы обычного человека, взращенного в потребительском обществе.

 

Сонг Донг: 

«О своей инсталляции «Мудрость бедных». Я создавал эту работу на протяжении многих лет. В этот раз я демонстрирую старые работы и новые вместе, как одну серьезную работу, которая называется «Мудрость бедных». Я сделал всё в виде дворика. Работа рассказывает о жизни бедных людей, которые привыкли жить, не имея достаточно пространства и денег, тем не менее, они тоже хотят жить хорошо. Таким образом, люди заимствуют кое-что у животных, птиц, деревьев, у всего вокруг. Главная идея состоит в том, что когда люди не могут получить власть и права, они используют свой ум и мудрость, чтобы сделать то, что позволит получить права и силу для жизни, чтобы их жизнь стала счастливее.

Вы можете видеть две части, одна – это крыша, пространство, которое обычно не предназначено для жизни. Однако когда у вас очень большая семья и нет возможности получить больше пространства, то люди используют крышу, как еще один этаж. То есть, это то пространство, где раньше люди не жили, но теперь они делают это. А наверху  находится голубятня. Обычно люди не могут строить никаких помещений на крышах, правительство и соседи запрещают это, но если мы посмотрим на голубятни, то поймем, что есть специальный документ, который разрешает голубям иметь собственные «дома» на крыше. Бедняки не строят голубятен, чаще они складывают вместе какие-то вещи, а через какое-то время всё складывается замечательно и получается, что люди живут вместе с голубями. Тут есть кровать, стол, скамья… Еще мы тут видим переднюю часть лестницы, детскую ванну; это место для вечерней кормежки ребенка, но остаток пространства принадлежит голубям. Таким образом, можно говорить о «жизни с голубями».

Кое-что мне предоставили соседи, кое-что принадлежит мне. Некоторые окна тоже мои, некоторые – соседей. У нас в Китае до сих пор разрушают здания, чтобы правительство могло на месте старых домов построить новые. И я собрал с улиц части старых зданий. Тут всё, кроме нескольких металлических вещей, старое. Эти окна, половые доски взяты у разных семей. Основе сооружения уже сто лет, это старый дом, который я использовал в своей работе.

Это все старые вещи. Это новая жизнь вещей, потому что мне нравится это здание. И мне нравится идея Дэвида Эллиотта. Он делает очень масштабную выставку и задает много вопросов о том, что есть новое и старое, что есть плохо, а что хорошо. Я думаю, что обычно люди выбрасывают такие вещи. Они думают, что это уже непригодно, что лучше выкинуть старое и купить новое, начать новую жизнь с новыми вещами. Я не буду утверждать, что это плохо, но сам я использую старые вещи, чтобы создать новые, и это определенно хорошо.

Итак, я сделал еще «дом дерева». Люди также взяли кое-что у деревьев. В Китае у нас были дворы, которые являлись «общими» только теоретически, а на самом деле принадлежали одной семье. После 1949 года началась новая эра и многими дворами семьи поделились, они стали принадлежать нескольким семьям. Итак, теперь люди хотят получить больше пространства для жизни и захватывают кусочек общего двора, таким образом, одна семья получает больше, а остальные – меньше. В конце концов, остается очень мало общественного пространства. Но там, где растут деревья, нельзя ничего построить. Так что люди думают, что, может, они могли быть жить на этом дереве? Они строят стену, и дерево оказывается внутри дома. Я использовал эту идею, чтобы создать дом, в котором дерево прорастает через кровать и люди могут спать рядом с ним. Я думаю, что это выход для людей, которые не знали, как им получить больше пространства, ведь теперь у них есть целая комната, в которой можно жить.

А тут находится гора, это граница. В Китае мы не сносили здания, потому что нам не принадлежала земля, мы не имели на нее права, земля принадлежала государству, а нам принадлежали дома. Теперь правительство сказало, что так и быть, мы можем продавать землю некоторым компаниям, они могут платить нам за нее деньги и строить новые здания. И это позволяет людям уехать. Множество сделок произошло, мы снесли огромное количество домов. Итак, гора… Я использовал материал, собранный в тот промежуток времени, это поломанное окно, и некоторые специально созданные мною работы, чтобы построить горы. Они выглядят как… обычные горы? (смеется) Что-то вроде того. Однако, мы не можем использовать их.

О городской архитектуре, Пекине и пространстве Арсенала. Могу сказать, о том, что, например, тут раньше была оружейная фабрика, Арсенал, а теперь тут помещение для выставок, музей искусства. Думаю, что стоит сохранять все старые здания, они – часть истории. Первейшая идея в том, что если вы хотите построить что-то новое – используйте новое, незадействованное пространство, а не сносите старейшие здания. Например, у Пекина очень длинная история, около 11 тысяч лет, а за последние 30 лет мы снесли всё: городская стена была очень красивой, а теперь у нас ее нет! На её месте построены отели и дома с дворами... Это очень дешево. Так что я надеюсь, что в Киеве нет такой ситуации. Многие здания очень интересны, они являются частью культуры, например, тут мы можем почувствовать дух прошлого. Оно было связано с войной, но сейчас у нас есть очень хорошее помещение для художественных работ. И точно так же, я думаю, стоит сохранить здания эпохи социализма, они тоже являются частью истории. Иногда события в прошлом были ужасными, но здания – это вехи истории, мы должны их оберегать». 

 

 

Подбор материала: Дарина Николенко 

Интервью: Вера Ганжа

Технический ассистент: Стефания Вакуленко

 

По материалам: chinatourguide.com, artwelove.com, ybca.org, latitudes.walkerart.org, visualculture09.wordpress.com, nytimes.com, kqed.org,   ucca.org.cn, leapleapleap.com, artlog.com.