Советский багаж или «Демонтаж»?

Три дня осталось до закрытия выставки Даниила Галкина в Малой галерее Мыстецкого Арсенала. Художник, заполнивший пространство галереи советской (и не только) символикой, назвал свой проект «Демонтаж». Пятиконечная звезда, свастика, кольца – в залах галереи эти символы горят ярким электрическим светом, в который Галкин также вкладывает смысл.

 

Идущие в одной связке понятия «демонтаж» и «советская символика» без обиняков говорят о происходящих в стране процессах, однако сам художник призывает глубже взглянуть на проект, который, на его взгляд, может работать и вне времени и места своего создания.

 

Рассказывая о выставке, Даниил Галкин заметил – не важно, как с демонтированными символами будут распоряжаться, куда важнее успешно провести операцию по их устранению. Можно ли считать этот проект одним из шагов на пути к такой необходимой всем нам операции, которой еще только предстоит состояться – решать посетителям галереи, здесь же предлагаем ответы Даниила на несколько интересовавших ART UKRAINE вопросов.


Даниил Галкин на фоне фрагмента экспозиции выставки «Демонтаж»

 


После сноса памятника Ленину в Киеве по стране прокатилась волна аналогичных событий, связанных с отказом от советского прошлого. В свете этого кажется, что проект «Демонтаж» чересчур буквально отражает действительность. А как вы думаете?


Программу «Демонтаж» необходимо начинать изнутри самих себя, что поспособствует сознательной, общественной, легальной ликвидации изъянов нынешнего времени, а не импульсивным, вандальным действиям, вызывающим лишь суету и тревогу. Ведь символы не убивают - убивают люди, которые служат этим символам. Распознать действительное, нынешнее, значение того или другого символа, не простая задача, так как постоянно происходит подмена понятий — обычная процедура социального обмана.

 

 

 

Ваш текущий проект - констатация происходящих в стране процессов. Имеет ли подобное «одномоментное», «сиюминутное» художественное высказывание ценность и почему?


Мы стремимся к доступности, но не буквальности, а предвзятое мнение чаще всего служит против того, кто им руководствуется. Время сыграло с нами злую шутку. Проект еще два года назад был утвержден для запуска, но только в августе прошлого года мы получили грант, давший возможность приступить к его изготовлению, и только сейчас представить в публичном пространстве. Он несколько раз переносился, но избежать таких очевидных параллелей с внешней действительностью все равно не удалось. Но это уже задача зрителя, каким образом воспринимать предметы на территории искусства: буквально или более детально, тем самым отвечая на поставленный вопрос, быть носителем идеологии прошлого, оставаясь на пустом месте, или идти вперед — принимая очищающие процедуры личности.

 

 

 

Сейчас вы живете в Днепропетровске. Как вы думаете, насколько идея демонтажа советского прошлого актуальна на востоке нашей страны?


Чем дальше от мегаполисов, тем больше появляется элементов, нуждающихся в реконструкции. В провинциальных маленьких городах гораздо отчетливей видно то, о чем идет речь в проекте «Демонтаж», как в прямом, так и переносном смысле. Мы не ограничиваем свое творчество территориально или каким-либо другим образом, ибо сильное произведение искусства работает вне времени и места создания; всегда способное само за себя постоять, а не нуждаться в оправдательно-пояснительной речи.

 

 

 

Как, на ваш взгляд, нужно распоряжаться с демонтированными символами?


Некоторые пациенты после операции сохраняют свои извлеченные части тела в формалине, а большинство анатомических препаратов поступает в отдел по переработке внутренних органов. Вопрос в другом, важно чтобы операция прошла успешно, а посттравматический период не повлиял на формирование новых заболеваний.

 

 

 

Расскажите о символике, использованной в вашем проекте. Пятиконечная звезда - символ советской власти, свастика - нацистской Германии, другого тоталитарного государства, а остальные символы? Что они несут в себе? 


Мы заимствовали празднично-идеологические конструкции прошлого с фасадов зданий, которые до сих пор остались нерушимыми. "Огненные шары" представлены, как цирковые или олимпийские кольца, пылающие вечным огнем триумфа. Примечательно то, что на открытии с ними произошел инцидент - хэппенинг, в процессе которого данная инсталляция разбилась, закончив всю экспозицию и тем самым запустив программу «Демонтаж», в прямом значении этого слова. Центральным символом всей экспозиции является «Альфа и Омега», где альфой выступает пятиконечная звезда, а омегой — свастика. Если рассматривать эти две составляющие, как зеркальное отражение одного другим, тогда можно заметить, как свастика превращается в последнюю букву латинского алфавита. Таким образом происходит транслит с одной эпохи в другую, сквозь символ начала и конца всего сущего. Здесь же смешиваются политеизм, монотеизм и атеизм в единую систему ангажирования людей в наиболее выгодных для них позициях.

 

 

 

Почему вы использовали лампы? Каково их предназначение в этом проекте?


Продолжая разбирать символ «Альфа и Омега» можно рассмотреть то, что в нем отчетливо считывается образ ЛЭП — системы энергетического оборудования, предназначенного для передачи электрического тока, в данном случае, начала и конца жизни, дающего и отнимающего «свет» циркулем Великого Архитектора, рукой Старшего Брата или обыкновенного диктатора. Этот подход был также использован в другой экспозиции «Бюрократия от А до О». А лампочки имеют метафизическое значение, они —как опорные точки на жизненном пути индивида, каждый из которых проживает по своей собственной системе координат или двигается по запрограммированному заранее маршруту — планов на карте в виде использованных в проекте символов.

 

 

«Демонтаж» является частью долгосрочного проекта «Нижнее Государство». В одном из своих интервью вы сказали: «Нижнее Государство — это уничижительное название, которое необходимо трактовать сквозь образ политических деятелей, злоупотребляющих своими должностными обязанностями, обыгрываемое в одной из строк одноименного гимна «Нижнее белье облегает «Нижнее Государство» […] на украинский язык переводится как "Спідня Держава"». «Демонтировав» систему символов и ценностей, о которых идет речь в вашем текущем проекте, Нижнее Государство имеет шанс подняться на ступень выше и почему? 


«Нижнее Государство» всегда останется на своем уровне, а его составляющие, делающие его таковым, могут эволюционировать, тем самым выходя на новые уровни, создавая «среднее государство» — внешний проект, к которому мы уже не будем иметь отношение. Сейчас мы записываем в студии гимн, который возможно кому-то послужит вдохновением для того, чтобы научиться отделять мух от котлет, искусство от политики, метафизического и материального, для адекватного восприятия смешанных понятий в одном блюдотеле.

 

 

Фото: Максим Белоусов