Совриск в Праге

Прагу трудно назвать центром современного искусства. В континентальной Европе это место уверенно занял Берлин. Ещё несколько лет назад, приехав в Прагу, утолить свой культурный голод можно было только на не всегда интересных выставках пражской City Gallery, чьи локации разбросаны по пяти разным зданиям, или Museum Kampa, что на острове Кампа в Малой Стране. Среди огромного количества рекламных буклетов и флаеров, которые раздают на улицах или пачками лежат в гостиницах и Tourist info, не было ни одной брошюры с рекламой выставок или галерей. Видимо, обычный турист довольствовался перманентными выставками Альфонса Мухи, Сальвадора Дали и Яна Саудека, расположенными прямо на Староместской площади. О шикарной галерее Rudolfinum, расположенной в монументальном здании на Alsovo nabrezi, в двух минутах ходьбы от Карлова моста, я узнал только благодаря Виктору Пивоварову. Зайдя на сайт галереи, я понял, как много потерял – столько интересных авторов выставлялись в ней за последние годы.


В общем, современное искусство оставалось уделом искушённых пражан и не попадало в поле зрения толп туристов, ежедневно стирающих гранит пражских улочек.

И вдруг ситуация изменилась. В чешской столице открылся ряд музеев и галерей, представляющий современное искусство. Лёд тронулся. Иначе, чем веянием моды, я это объяснить не могу. Ну и хорошо. Главное, что молодые художники получили возможность показать и даже продать свои работы.

Самым ярким открытием этого года стал, без сомнения, AMoYA – Artbanka Museum of Young Art. Вообще Artbanka – это неприбыльная организация, основной целью которой является поддержка молодых чешских и словацких художников. Artbanka выкупает работы напрямую у авторов и сдаёт их в аренду организациям или частным лицам, даёт молодым художникам возможность выставиться рядом с престижными авторами. В общем, занимается полноценной раскруткой. Работа с молодыми авторами носит организованный и систематический характер – Artbanka сотрудничает с целым рядом высших учебных заведений. Это, например, Пражская Академия искусств, архитектуры и дизайна, Пражская Академия изобразительных искусств, Академия изобразительных искусств и дизайна Братиславы, факультет изобразительных искусств Технологического университета Брно, такой же факультет Технического университета Кошице, Остравского университета и другими. Работы учащихся и выпускников всех этих учебных заведений – и не только, – как раз представлены сейчас в AMoYA.

У музея три куратора: Владо Бескид – главный куратор, Радек Вольмут и Михал Колечек. Сам музей расположен в самом людном месте основного туристического маршрута – на Карловой улице, рядом с тем же Карловым мостом. То есть не заметить его невозможно. Расположен он не в обычном здании, какое там – во дворце Коллоредо-Мансфельд. Дворец явно некоторое время стоял заброшенным, но былую роскошь спрятать невозможно. Резкий контраст интерьера и выставленных работ производит сильнейшее впечатление. Особенно выставленный в Барочном холле Мерседес – работа группы Reality: Fucking 15 minutes. В этом самом холле Милош Форман снимал в 1985-м своего знаменитого «Амадея».

Во дворе выставлены огромные пистолеты главного пражского хулигана Давида Черного, рядом в небольшой комнате – его же работа «Shark», – закованный в наручники Саддам Хусейн в стеклянном сосуде, парафраз Хёрстовой акулы. Из работ известных авторов – «Twentyfourhours» швейцарца Уго Рондиноне и трёхметровый Иисус на гимнастических кольцах – работа группы «Kamera Skura», наделавшая много шума на Венецианской биеннале в 2003 году. И всё. Все остальные – работы ста тридцати трёх молодых чешских и словацких художников, которых в этот раз представлено. А уж они разгулялись на славу. Ни одна острая тема не осталась без внимания, все табу нарушены.

Музей открылся в июне, кураторы пишут, что подготовили помещение всего за четыре недели. Неплохо, учитывая, что площадь дворца около 4 тысяч квадратных метров. Часть комнат отдали под граффити-проект GRAFFZ.CZ – там разрисованы и стены, и пол. Вся сегодняшняя экспозиция поделена на семь тематических частей и две «долгоиграющие» инсталляции.

Интересно, что дворец Коллоредо-Мансфельд уже использовался для выставок молодых художников. Было это в начале XIX-го века.

(Продолжение следует)

 

 

Евгений Деменок