Союз Бога и физики
Заигрывающий окологламурный анонс об “одном из самых ярких представителей молодого поколения украинских художников, без которого не проходит ни один масштабный арт-проект в Украине” авансом вызывает неприятное послевкусие. Сумев его преодолеть, ART UKRAINE поинтересовался новой серией работ Артёма Волокитина в Карась Галерее. На выставке со спиритическим названием “Внутреннее сияние” обнаружилось, что художник не на шутку увлёкся физикой. Тут мы и подумали - кому как не нам о ней написать.
Артём Волокитин. Вычитание. Холст, масло. 2013
Начать стоит с лиричечкого отступления в недавнее прошлое, когда Артём стал участником первой PinchukArtPrize, состоявшейся в 2009 году. Портреты пары подростков - Кати и Максима - написанные в полный рост, не просто принесли победу автору, но и заставили говорить о художнике как о главном гиперреалисте страны. Простому зрителю тогда приглянулась искренняя возрастная неуклюжесть подростков, до боли знакомые советские интерьеры и самое важное - техника, ведь он не привык видеть в музеях фотографическую точность в живописи. Для зрителя искушённого картины Волокитина стали надеждой на то, что украинское искусство вот-вот оттолкнётся от мифологичности и станет на твёрдые ноги реализма. Об этом позже говорил Борис Михайлов, который тогда был в составе жюри: “Когда я в ПинчукАртЦентре отбирал работы, мне казалось, что отобранное мною – возвращение к реальному. Два портрета Волокитина - это не мифологическое, а реальное. Но это не получило продолжения даже у него самого, к сожалению”. Возможно, уход в сторону мифологичности, заметной в монументальной серии Триумф (была представлена в спецпроекте Arsenale 2012), оставил проект Волокитина почти незамеченным.
Устойчивая ассоциация Волокитина с образами героев, матрёшек и подростков может сыграть злую шутку с тем, кто придёт на выставку Внутреннее сияние с багажем старых импринтов. Первое знакомство с экспозицией, на девяносто процентов состоящей из абстрактной живописи, дезориентирует - кажется, что тему телесности Волокитин для себя закрыл. А более детальное рассмотрение проекта утверждает: художник лишь углубился в тему, ведь гиперреализм - это не только тело. Или даже так: телом человек не исчерпывается.
Итак по порядку.
Физика
Артём Волокитин. Интерференция. Холст, масло. 2013
Опираясь на эту область естествознания, Артём сбивает с толку тех, кто слишком доверчиво воспримет названия его новых работ. Поскольку определённого порядка просмотра картин нет, будем отталкиваться от диптиха Интерференция, репродукция которого вынесена титульной картинкой в (том самом пафосном) приглашении на выставку. На полотне изображена поверхность воды с отражающимся в ней окружающим пространством. Название работы - физический термин, описывающий явление перераспределения интенсивности света в результате наложения световых волн. Простым языком - это невнятные медитативные разводы на поверхности воды. Говоря об интерференции, мы подразумеваем свет. Свет, как известно, имеет свойства волны. Буквальное изображение волны на полотне Волокитина и есть свет, о котором пойдёт речь дальше. Это единственная работа, в которой присутствует яркий цвет и которая похожа на “реальное.” Голубой - цвет трансцендентного. Отражение бесконечного неба - ключ к прочтению выставки.
Школа
Как сказали бы на Западе: Волокитин went through academia. Это значит, что прежде, чем развивать свой визуальный язык, художник прошёл через классическую школу и знает не только как смешивать краски, но и всю эволюцию художественных и, в частности, живописных практик. Это понимание нам пригодится при рассмотрении следующей серии - Вычитание, в которой художик отошёл от привычных больших масштабов. Размеры работ, безусловно, требование реализма изображаемого, хотя и от мысли об их “буржуазности” не отделаться. Формат типа 40х40 традиционно хорошо продаваем и даже современному зрителю позволяет желать повесить работу над диваном. Хотя, конечно, все в курсе - искусство выше потребительства.
Артём Волокитин. Вычитание. Холст, масло. 2013
В этой серии, как может рассказать художник, исследуется динамика или простыми словами - состояние движения. Название серии подсказывает, что изображения, накладываясь друг на друга, образуют более сложную целосную фигуру. Зритель видит ряд живописных работ, которые выглядят как фотографические и вполне могут вызвать ассоциации с минималистичными фото-экспериментами Ман Рэя. Здесь следует вспомнить, что творчество последнего приходилось на времена, когда фотография была единственным документальным видом изобразительного искусства. За последние сто лет, наравне с ускоренным бегом науки и техники, фотография сделала уверенный скачок из реальности в миф. Сегодня доверять изображению можно с таким же успехом, что и цитатам, найденным в интернете.
«Живопись — не что иное, как духовный мир, воплощенный в геометрических формах!» Стендаль
Так вот с развитием фотографии художники интересовались поиском новых способов передачи ощущения реального. Для этого, в частности, аппроприировали фотографические техники в живопись - как в случае гиперреализма.
Возвращаясь к Вычитанию: то, что зритель вначале принимает за абстракцию, оказывается документацией интерференции света, которую художник при помощи нехитрого самодельного устройства получал в мастерской и затем фиксировал живописными методами. Волокитин остаётся гиперреалистом (ч.т.д.). Он развивает свой визуальный язык, становится новым для себя предыдущего, исследует реальное через реактуализацию живописи. Но при этом, что важно, говоря о реальном, он сознательно остаётся в пределах школы. Волокитин выбирает картину как медиум, оставляет на полях незакрашенный холст, как понимание границ живописи.
Внутреннее сияние
Теперь обратимся к двум масштабным полотнам, название которых озаглавило выставку. Каждое из них состоит из двух симметричных частей (сами полотна также расположены друг напротив друга), изображающих такое же, как и в Вычитании, сияние, но гораздо меньше ассоциирующееся с физикой, поскольку в центре его - человек. А точнее два - на каждом из полотен мы видим портреты близнецов. Свет, проходящий через их лица, мгновенно отсылает к обратной перспективе, используемой в иконописи. Артём Волокитин, прошедший эту школу, знаком с “функцией” света в иконописной живописи - подсказывание другой реальности, пространства нематериальных ценностей.
Артём Волокитин. Внутреннее сияние. Холст, масло. 2013
Помимо прочего, работы Волокитина нередко рассматривались в конетксте искусства Возрождения. К таким сравнениям побуждает характерный для художника антропоцентризм, обращение к естественным наукам, тема духовного начала человека. Работы проекта Внутреннее сияние являются последовательным продолжением этой линии. Как и раньше, художник отказывается от иконографических констант в пользу образа простого человека. На полотнах Артёма представлены не лики святых, а обычные люди, пронизанные духовным светом. Симметричность в полотнах Внутреннее сияние помагает художнику рассредоточить внимание зрителя, отвлечь его от фигуры человека исключительно. Такой приём позволяет придать равное значение духовному и материальному, а также показать дуальность этих проявлений.
Многие могут сказать, что Волокитин неактуален: пишет хорошо продаваемую живопись, отдаёт приоритет семейным ценностям, не стесняется говорить о духовном. Гармоничен - этого точно не хватает в нашей современности.
Бодлер писал, что “лучшим анализом картины был бы сонет или элегия, но критика такого рода предназначена для сборников поэзии и для поэтически настроенных читателей”. В качестве текста к выставке были приведены значения слова “сияние”, заимствованные из Толкового словаря русского языка под редакцией Д.В. Дмитриева - в свете обозначенных выше союза науки, веры и искусств такие определения сойдут за лирику.
Сиянием называют ровный яркий свет, который излучается каким-либо источником. Сияние луны, звёзд. | Сияние лучей, свечей. | Сияние фар, люстр. | Излучать сияние.
Сиянием называют яркий ореол вокруг источника света. Радужное сияние вокруг фонарей. | Вокруг тёмного диска Луны вспыхивает сияние солнечной короны.
Сиянием называют нимб вокруг головы святого на иконах. Золотое сияние над ликом святого.
Сиянием называют ровное сверкание какой-либо поверхности, предмета и т.п., которые отражают лучи света. Ослепительное сияние снега, ледников. | Сияние золотых куполов. | Сияние клинков на параде. | Сияние аметиста, алмаза.
Сиянием называется радостное, счастливое выражение чьих-либо глаз, чьего-либо лица. Радостное сияние глаз. | Сияние счастья было на её лице. | От лица, от глаз влюблённой женщины исходило сияние.
Ася Баздырева
Фото: Карась Галерея