Спорные территории: интервенция
Вчера, 26 сентября, в севастопольском Художественном музее им. Крошицкого открылась выставка «Спорная территория». Новый проект кураторского объединения Худрада – поиск и осмысление спорных пространств идеологии, сексуальности и социального поля. Предыдущие проекты группы также отчасти связаны с проникновением на давно освоенные территории. Проект «Судебный эксперимент», начинался с вторжения в кафкианский процесс, которым давно является судебная система в Украине. Постер-кампания «Уличный проект по противодействию социальным заболеваниям» была интервенцией в урбанистическое пространство и попыткой обратить внимание на проблемы общества, уже ставшие частью нормы. В целом же и само искусство, несмотря на все попытки оставить его в изоляции культуры, почти всегда было спорной территорией.
Евгения Белорусец, художница, куратор, социальная активистка
Александра Набиева «Спорная территория» будет проходить в Севастополе. Способны ли такие интервенции, как ваш проект, внести существенные и долгосрочные изменения на территорию периферий художественной карты?
Евгения Белорусец Этому посвящена отдельная дискуссия, которую мы организовываем в рамках выставки «Возможность современного искусства в региональном художественном музее». Мы будем говорить о том, насколько этот процесс может тут осуществляться и каковы перспективы на будущее. Думаю, что современный региональный художественный музей не приспособлен к современному искусству и является институцией, которая ему и организационно, и структурно чужда. Все в музее, включая и инсталляционные возможности, противоречит современному художественному процессу, он не вписывается в расписание основных выставок музея, для него нет пока своей аудитории. Региональные украинские музеи брошены государством на произвол судьбы, экономически у них отняты какие-либо шансы на саморазвитие или изменение сценария своей деятельности. Режим выживания уничтожает амбиции в их зачатке. Он не позволяет музею стать современной институцией и заявить о своем взгляде на художественный процесс, даже на формирование такого взгляда не хватает ресурсов.
Но, в то же время, перемены к лучшему могут произойти довольно быстро. Достаточно изменить политику в отношении финансирования музеев, дать им больше автономии.
- Ваш кураторский текст имеет определенное сходство с манифестом. Бадью считает, что искусство «…способно сделать видимым то, что для Империи (а значит, и для всех, но в другом смысле), не существует»? Есть ли в этом тезисе созвучие с вашей концепцией?
- Наверное, современное искусство в целом соответствует этому тезису. Наше внимание сосредоточено на пограничных зонах актуальной социальной действительности, в первую очередь, украинской. Часть работ напрямую касается эксклюзии, неравенства, присвоения публичного пространства и презентаций власти. Некоторые работы связаны с патриотической риторикой, ксенофобией, идеологиями ненависти, которые все больше входят в нашу повседневность. Они процветают на фоне растущего в обществе гнева, не находящего воплощения в преобразовательной политической повестке.
- Территории, о которых идет речь, необходимо только «удерживать в поле зрения» или действовать на них, используя как плацдарм для продвижения?
- Удерживать в поле зрения – т.е., осознавать наличие и перспективы развития целого ряда ключевых для современного украинского общества вопросов? Инструментарий искусства не позволяет ему «действовать» от лица целого общества, «решая» его первостепенные задачи. Однако создавая высказывание, апеллирующее к общему, социальному, политическому, искусство фактически становится руководством к действию, преобразовательному или протестному. Участие нашей работы в производстве знания, безусловно, является для нас крайне важным.
- Как вы считаете, стоит ли объединяться тем, кто замечает и различает эти территории для того, чтобы произошли действительно ощутимые изменения? Или отдельные инициативы и проделанная отдельными группами работа способна, в конечном итоге, привести к изменениям и организовать новое пространство для жизни?
- Если мы говорим о гражданском обществе, равенстве и обществе социальной справедливости – его создает солидарное общественное движение, а не героические выступления отдельных личностей. Мы скорее хотели бы участвовать в освоении пространства, за которое предстоит вести коллективное сражение.
- Есть ли уже на этапе подготовки проекта какие-то изменения, ответ от пространства и территории, на которых вы находитесь, или этот отклик пойдет только в процессе?
- Пока изменений нет. После открытия и общения с посетителями, можно будет говорить об ответе.
Никита Кадан, художник
- Надо сказать, что вообще выставки вне столицы, вне каких-то крупный региональных центров, как то Одесса или Харьков, или Львов, в Украине для нас очень не привычны. Это эксперимент и новый опыт. В данном случае мы входим в ситуацию, в которой доминирует традиционное искусство и ситуация эта просто очень бедная, очень маргинальная, находящаяся на задворках настоящей общественной жизни. При этом для города музей важен тем, что он есть. Он не пытается говорить что-то важное для некой общественной дискуссии, которая формирует город как некое социальное пространство. Но важно, что он есть, эта возвышенная культура еще не потеряна, и у нее есть свое место. Но при этом сможет ли современное искусство быть здесь чем-то прочитанным – сказать сложно. Оно занимает свое место, но покинет ли оно пределы своей фетишизированной предметности – это еще открытый вопрос.
Александра Набиева
Фото предоставлены Худрадой