Споры вокруг Кадана

Вручение Никите Кадану с его работой «Постамент: практика вытеснения» премии PinchukArtPrize вызвало бурную реакцию арт-сообщества. Основная претензия к Кадану звучит примерно так: протестный художник по определению не должен был принимать участие в буржуазном пире премии Пинчука.


Надо сказать, что работа «Постамент» далека от протеста. Она в лучших традициях концептуализма – апофатична, говорит о том, чего нет, о вытеснении, затушевывает своей белой, безвидной формой свой собственный месседж. «Для памятника нет места», как нет места и тому, что мы думаем об «утрате исторических корней, когда старые советские памятники стали объектами уничтожения».

Никита Кадан. Постамент

Само по себе присуждение этой работе главного приза не проблема. В мире существует немало институций, поддерживающих концептуализм, художественный активизм, социально-критические проекты, неприспособленные для галерей - взять хотя бы Former West,  или Documenta.

Чем же оказались так недовольны критики?

От каждой новой выставки, от каждого нового появления очередного достойного  художника мы (все еще по-модернистски) ждем выхода за пределы уже существующего набора репрезентаций, ждем какого-нибудь авангардного жеста, преодоления старой парадигмы. Мы ждем новых Малевичей и Дюшанов – новой редукции. И на сегодня самой ожидаемой и напрашивающейся редукцией является редукция арт-институции как таковой.

Ярким примером таких ожиданий являются действия куратора 7-й Берлинской биеннале Артура Жмиевского, который уже не стесняясь, ищет новых героев. В резюме художников, подающих заявки на участие в Биеннале, он попросил указывать свои политические убеждения. Сокураторами он пригласил быть питерскую фракцию группы «Война» - наиболее скандальных протестных художников, которых только можно представить. Пригласил их не просто так, а чтобы они «напомнили об этике художника». Артур Жмиевский ближе всего подошел ко всеобщим ожиданиям того, кем должен быть на сегодня художник: героем, первопроходцем, родоначальником нового режима искренности в этом насквозь прогнившем мире.

Иными словами: «Occupy PinchukArtCentre, Кадан!»

Владимир Кузнецов. Колиивщина

По мнению некоторых арт-критиков, премию мог бы получить Вова Кузнецов, с  «Колиивщиной», которая, в  противовес «Постаменту» Кадана, стала попыткой говорить о медленно зреющем народном гневе. Но если бы премию получил он, мы столкнулись бы с еще более странной ситуацией, когда институция поощряет (заказывает?) протест.

И куратор Берлинской биеннале и ПинчукАртЦентр делают, по сути, одно и то же хорошее дело - идут навстречу художникам, которым не чужда политическая активность и социальный протест. Именно такие художники сейчас «в моде», именно от них ожидают «шедевров». Точнее говоря, ожидают радикального модернистского жеста. Однако, единственным радикальным жестом на сегодня может быть только переосмысление механизма арт-индустрии. Так что, критики останутся недовольными, пока не явится «смельчак», который положит начало новому иконоборчеству – свергнет институцию, в качестве уникального способа производства искусства.  

 

 

Анна Ландихова