Страшный проект о забытом "Реликварий"

Специальный проект 4-й Московской биеннале – "Реликварий" собрал работы восемнадцати ведучих архитекторов и художников со всего мира. Над каждым объектом экспозиции работали в паре художник и архитектор. Проект предлагает современную концепцию реликвария – то есть места, где покотися нечто забытое, причем в данном случае покоятся скорее мечты.

Проект Тотана Кузембаева "Кащей безсмертный", мозаика Вердиано Марци. Кащей бессмертный – тот самый злодей, чья смерть на кончике иглы, которая в яйце, которое в утке, которая в зайце, который в ларце и так далее. Художники представляют ларец в виде железного ящика, две стенки которого сложены из сваренных труб. В трубы вставлены деревянные жерди, которые могут двигаться, открывая доступ к яйцу. Торцы труб мозаичные. Яйцо выложено из камня. Через проделанные в нем отверстия видна игла, которую невозможно достать, не разбив яйца.

"Кащей Бессмертный" Тотан Кузембаев, Вердиано Марци

Проект Ильи Уткина "Детский реликварий", мозаика Пелагии Ангелополу представляет собой домик, где ребенок может остаться наедине со своими фантазиями, и где он может хранить свои реликвии. В аннотации написано, что семейный реликварий рассчитан на многоразовое использование, а также на временное забвение. Обилие детских игрушек, застывших объектов сентиментального созерцания, собранных так концентрировано в домике, производит действительно тягостное впечатление. А внутри маленького домика темно, как в склепе, и пахнет могилой.

"Детский Реликварий" Илья Уткин, Пелагия Ангелополу

"Детский Реликварий" Илья Уткин, Пелагия Ангелополу

"Детский Реликварий" Илья Уткин, Пелагия Ангелополу

Слава Мизин (группа «Синие носы») при помощи мозаики вместе с Матильдой Тращевской создали проект «Гроб Малевича». Художники обеспокоены тем, что передовые идеи авангарда, который осуществил слом старого искусства, были забыты в 30-х годах с приходом Сталина и утверждения мощи СССР. Истинная идеология авангарда оказалась, по их мнению, забыта, и знай о современном состоянии дел Малевич, он перевернулся бы в гробу.

"Гроб Малевича" Слава Мизин, Матильда Тращевска

Проект являет собой метафору: реликвия русского авангарда – Малевич - рвется из своего, ставшего узким гроба. Именно поэтому гроб декорирован барочным орнаментом, олицетворяющим стиль современных художников. Авангардистский «гроб Малевича» находится на старте, готовый улететь, и из него даже торчат ноги самого Малевича.

"Гроб Малевича" Слава Мизин, Матильда Тращевска

Авторы проект «Голова»: Дмитрий Буш, Сергей Чуклов, Алексей Орлов, Владислав Тулупов, Антон Заключаев, Владимир Алехин, Анатолий Стародубец, мозаика - Марко Бравура. Голова образована из лент, на внутренней стороне которых, текстуры, отражающие мыслительную деятельность человека, а на внешней – различные напластования времени, событий, культур.

"Голова" Дмитрий Буш, Марко Бравура 

Авторы памятника Иосифу Бродскому "Кентотаф" - Юрий Аввакумов, Алена Кирцова, Душана Бравура – по своему "хоронят" память о великом поэте.

"Иосиф Бродский. Кенотаф" Юрий Аввакумов, Алена Кирцова, Душана Бравура

Проект Арт Бля "Число Пи" мозаика Марко де Люка преставляет уже совсем непонятные устрашающие по форме, объекты, которые видимо и должны внушать это чувство страха перед неизвестным.

"Число Пи" Марко де Лука

"Музей архитектурного рисунка" Сергей Чобан, Тойхару Кии

"Ставроастерион" Ольга Солдатова

В том, что получилось у куратора Юрия Аввакумова, есть что-то чудовищное - погружение в архаичную, детскую реальность с налетом первобытной траурной жути.

 

Анна Ландихова