Татлин, кошки и кабаре «Вольтер»

Через 95 лет после рождения художественнго направления Dada в кабаре «Вольтер» (Цюрих) Специальный проект 4-й Московской биеннале Dada Moscow продолжает, как было заявлено в декларации dada – «делать забавные вещи». Футуристические постеры – интеллектуальные игры с языком, значением, изменчивой сутью произведения искусства и прочие неординарные работы хаотично заполнили один из павильонов ArtPlay. 

На сегодняшний день, в отличие от того, что предприняли в свое время Тристан Тцара, Хьюго Болл и Марсель Джанко, dada - это уже не жест протеста и даже не стиль, а бренд. И под этим красивым брендом того самого кабаре «Вольтер», в котором, якобы начинал революцию Ленин и в котором зарождался европейский авангард выступает ряд русских, швейцарских и румынских художников, под эгидой Адриана Нотцаи современного кабере "Вольтер". Несмотря на то, что наши края ассоциируются с футуризмом, ОБЕРИУ и прочим, течение dada на самом деле так и не докатилсь до России. Поэтому проект совместного творчества Анастасии Митюшиной, главы образовательного отдела «Гараж», Рут Эдисон из Triumph Gallery и швейцарского посольства позиционирует «Дада» в Москве в прямом смысле впервые.

Knowbotiq "Котомиси, неважно" 2011

Знаковым поэтому является проект швейцарского художника Com&Com, который предлагает любой паре родителей назвать ребенка, родившегося в сентябре-октябре 2011 Дада и получить за это $10 000.

Com&Com "Gugus dada" 2011

Другие проекты также радуют типичной для стиля dada тенденцией будоражить воображение и выбивать почву социально принятых кодов из-под ног. Взять хотя бы проект Райнера Ганала «Питание для олигархов в расстроенных чувствах», в рамках которого художник поставил на стол реальную еду: фрукты, овощи, сыр и фарфоровые скульптуры, касающиеся направления «дада», создав инсталляцию не без социально-критического подтекста.

Райнер Ганал "Credit crunch - catering for the oligarch in distress" 2011

Еще один проект, привлекавший всеобщее внимание – перформативная инсталляция Felixity (2011). Юноша и девушка (Алина Глазун и Александр Журавлев), одетые так, словно собрались на прием, сидели посреди зала с кошкой и обкладывали ее мехом. Ранее известные работой «Похищение Ленина из Мавзолея», художники «оказывали знаки внимания зверю, из породы кошачьих». Однако сцена, несмотря на заявленный смысл «оказания знаков внимания», продуцировала и совсем другой. Мех шуб и воротников, сливаясь с кошачьим мехом, невольно внушал мысль о судьбе пушных зверей.

Александр Журавлев, Алина Глазун "Феликсити" 2011

Александр Журавлев, Алина Глазун "Феликсити" 2011

Все работы, представленные на Dada Moscow, искрятся иронией, самоиронией, смелой бессмыслицей и бунтом. Оттенок пресловутого художественного постмодерна отличает и проект британских художников «Жены Генриха VIII» - «башня Татлина и мир» (2011). Художники предлагают возобновить дизайн Владимира Татлина и построить очередную - московскую - секцию башни. В каком-то переносном смысле именно это и делают художники проектом Dada Moscow.

Henry VIII wifes "Башня Татлина и мир" 2011

 

 

Анна Ландихова