Техника чтения. Несколько примеров визуальной грамотности

Каждый человек, будучи окружен значительным количеством изображений в повседневной жизни, в процессе взросления приобретает определенный визуальный опыт, который зависит от культурного, экономического и социополитического фона. В большинстве случаев процесс этот происходит неосознанно. Например, увидев череп и кости на одном из флаконов в аптечке, мы поймем, что пить жидкость не следует. Таким образом, визуальные символы становятся средством коммуникации, часто более универсальными, чем язык. Но одновременно с естественным овладением визуальной грамотой важно развивать критический взгляд на изображения. Быть визуально грамотным означает быть способным узнавать механизмы воспроизведения реального мира вещей в мире двухмерных репродукций, а также помнить про один из ключевых элементов изображения – невидимое. Художница Ольга Ланько предлагает осваивать визуальную грамоту подобно грамоте лингвистической и разрабатывает систему задач и упражнений, которые раскрывают законы функционирования изображений.


ART UKRAINE публикует пролог к созданному Ольгой «учебнику» визуальной грамоты Required Reading, вышедшему в печати в 2012 году в Нидерландах. Проект был отмечен премией для молодых фотографов Steenberg Stipendium и будет представлен в Киеве в формате выставки и 3-дневного воркшопа в Малой галерее Мыстецкого Арсенала. Пролог публикуется по-русски в авторской адаптации.

Давайте посмотрим на знакомый нам предмет, например Кубик Рубика, запечатленный на фотографии (Рис. 1).

Рис. 1 Кубик Рубика

 

Что мы знаем об этом предмете? Нам известно, что это головоломка, задачей которой является собрать стороны одинакового цвета путем проворачивания граней. Взяв этот предмет в руки, мы можем повернуть, прокрутить, разломать, попробовать его на вкус и так далее. Физическое взаимодействие с любым предметом позволяет нам получить развернутую информацию о его природе и свойствах. Но так как в нашем исследовании речь идет об изображениях, мы сталкиваемся с проблемой, коренящейся в самой их природе. Фотография существует в двухмерном пространстве и является плоской проекцией физического мира. В случае если Кубик Рубика запечатлен на фотографии, мы теряем возможность проверить его свойства на практике. Единственное, чем мы можем руководствоваться, это нашим знанием о предмете, «подсказанным» предшествующим опытом. В итоге мы смотрим на фотографию Кубика Рубика и думаем, что знаем, на что смотрим. Но так ли это?

Давайте рассмотрим следующую фотографию. Она представляет собой идентичный Рис. 1 Кубик Рубика. Логично было бы подумать, что это тот же самый предмет, сфотографированный два раза. Но тон повествования и внимание, которое мы уделяем этому вопросу, указывает на нечто иное, скрытое за границами нашего знания.

Рис 2. Кубик Рубика

 

Вводя Рис. 3а и 3б, мы расширяем границы нашего знания о ситуации, в которой существует Кубик Рубика как реальный предмет. Мы видим, что в физическом пространстве, где происходит съемка, есть два, а то и три одинаковых Кубика.

Рис. 3а Два Кубика Рубика                      

Рис. 3б Три Кубика Рубика

 

Но узнать об этом нам позволяет только наличие дополнительного контекста на Рис. 3а и 3б. Присутствие двух предметов на одном и том же снимке подводит нас к выводу, что на первых двух фотографиях запечатлены разные Кубики. Может показаться странным, что у кого-то оказалось три одинаковых Кубика Рубика. Это кажется бессмысленным в мире реальных предметов. Все они выполняют одну и ту же функцию, то есть никоим образом не дополняют друг друга. У некоторых из вас уже может закрасться мысль, что что-то тут не так. Неспроста мы разбираем эти фотографии с такой скрупулезностью. Ограничения физического взаимодействия с объектами в фотографии вводят нас в заблуждение о природе изображаемого объекта. Что вы скажете, узнав, что Кубик Рубика, который мы рассматриваем, в сущности своей им не является? Посмотрим на Рис 4.

Рис. 4 Перечница

 

То, что мы бы проделали с предметом, имея возможность его потрогать, запечатлено на этой фотографии. Но ограничиваясь поверхностным восприятием первой серии снимков и не пытаясь докопаться до сути изображенного, мы бы остались с ошибочным мнением о нем. В этом примере мы видим ограничения фотографии, связанные с ее существованием в двухмерном пространстве. Но проблемы, скрытые в природе фотографии, на этом не заканчиваются. Рассмотрим еще один замечательный случай. Для ясности будем использовать все тот же знакомый нам предмет. На следующих Рис. 5а, 5б и 5в тени, отброшенные конструкциями из Кубиков, формируют новые узнаваемые образы. Это, соответственно, образ дома, кролика и лапы или клешни. Эти новые формы перенимают наше внимание на себя, отвлекая от исходного предмета, о котором идет речь. Такое смещение фокуса внимания возможно только в мире визуальной информации и изображений. Кролик становится главным героем повествования, в противовес Кубику Рубика.

Рис. 5а Дом

              

Рис. 5б Кролик        

Рис. 5в Лапа

 

Возможность изменять точки фокусировки является одним из важных свойств изображений. Но не только форма может служить механизмом для изменения фокуса восприятия. Рассмотрим следующие Рис. 6а, 6б и 6в, чтобы понять, о чем идет речь. На Рис. 6а, 6б и 6в мы видим все тот же знакомый нам предмет, который окончательно превратился в абстрактную форму. Изъяв из изображения цвет, мы потеряли точку опоры и возможность ориентации в пространстве, запечатленном на снимке.

 

Рис. 6а. Абстрактная композиция 1


Рис. 6б. Абстрактная композиция 2

Рис. 6в. Абстрактная композиция 3

 

Осознание свойств, которыми обладают изображения, помогает развить критическое мышление, направленное на «чтение» визуальной информации и более качественное восприятие изображений. Это введение в теорию визуальной грамотности должно дать фрагментарное впечатление о проблемах и механизмах, на которые мы должны обращать внимание с целью развить способности в области прочтения изображений и анализа визуальной информации в окружающем нас мире.

 

 

Ольга Ланько - художница, исследовательница. Закончила факультет социологии КНУ им. Тараса Шевченко (2007) и отделение фотографии Rietveld Academy (2012). В своей практике обращается к проблемам визуального языка и коммуникации через последовательную работу с фотографией и текстом. В 2012 году стала лауреатом премии для выпускников фото-академий в Нидерландах Steenberg Stipendium за проект Required Reading, который впервые будет представлен на выставке «Техника чтения» в Киеве. Живет и работает в Амстердаме.

 

 

Мария Ланько