«Transmuseum» Игоря Гусева в ОХМ
В октябре 2018 Одесский художественный музей открыл экспериментальный проект художника Игоря Гусева «Transmuseum», ставший художественной интервенцией в музейную экспозицию классического искусства. Попадая в залы классического искусства и находясь среди картин XIX века, зритель обнаруживает визуальный парафраз этих образов и включается в игру поиска объектов. Концентрация работ Гусева в музее небольшая – 10 произведений в 13 залах, что позволяет «вторжению» оставаться деликатным и ненавязчивым.
Кроме живописи, художник представил инсталляцию, которая располагается в центральном «танцевальном» зале музейного дворца и является обобщающим образом выставки.
Игорь Гусев, Брюлов, Тransmuseum, 65х95 сm, 2018
Все изображения предоставлены автором
«Тransmuseum» – это проект о тленности бытия и предметов искусства, о том, что произведение, в процессе своей жизни, обретает биографию, каждое – свою. Пустые антикварные рамы, сваленные на старинный паркет из драгоценных пород – размышление о наследии, которое музей утратил в революциях и войнах ХХ века.
Инсталляция Игоря Гусева, которая находится в центре – проговаривает «memento mori». Мы видим символический остов произведения на пути распада: тлеющие рамы, одни из которых обнажают дерево под золоченой краской, а другие – впитывают пыль тёмных залов гипсовыми трещинами. Произведения искусства трансформируются не только физически, подвергаясь воздействию времени, – их смысл мутирует в зависимости от контекста, географии, развития теории искусства, философии.
Игорь Гусев, Айвазовский, Тransmuseum, 80x60 сm, 2018
Гусев, как постромантик, вышедший из гипертекстуальности постмодернизма, работает с историческим контекстом искусства, переосмысляя его в категории метаксиса – структуре ощущений между предельностью с одной стороны и неограниченностью с другой. Он стремится превратить конечное в бесконечное, статичное в динамичное, расширить привычные инструменты познания классического искусства.
Игорь Гусев, Кузнецов, Тransmuseum, 102,5х76,5 cm, 2018
В создании живописных произведений Гусев применяет ключевой для своего художественного метода прием растяжения пространственно-временного континуума картины, так называемый глитч-эффект. Его используют в актуальном искусстве, он базируется на изображении ошибки цифровой передачи, при которой образ деконструируется и распадается на фрагменты, рождая цветовую спектральность. Происходит причудливое искажение визуального поля, которое рождает новую эстетическую категорию цифрового мира.
Игорь Гусев, Нилус, Тransmuseum, 34х43 сm, 1898 – 2018
С помощью мягкой деконструкции экспозиции, художник объективизирует образы известных картин из собрания Одесского художественного музея и антикварные рамы из музея Западного и Восточного искусства. Еще 150 лет назад эти артефакты составляли единый ансамбль, но история рассредоточила их по разным пространствам. «Transmuseum» делает связи между ними вновь активными, объединяя образы и объекты в едином пространстве. Помещая произведения в современный дискурс, художник показывает, как при возможности цифрового производства, сохраняется потребность художника инициировать акт творения. Важно, что полем для художественного осмысления и преобразования у Игоря Гусева становится ареал городских музеев – эстетическая база многих поколений одесских художников.
2 декабря, в день последнего дня работы выставки «Transmuseum» ОХМ инициирует публичную дискуссию «Современное искусство в классическом музее». Эта тема актуальна для всей арт-системы, работу которой нельзя назвать слаженной. Сегодня отечественные музеи стоят на пути поиска новых векторов развития. Эти вопросы будут обсуждаться в кругу ведущих специалистов украинских музеев, таких как: Оксана Баршинова (НХМУ), Елена Михайловская (ХОХМ), Анита Немет (ХОХМ), Анна Алиева (ОХМ).
Об авторе:
Анна Алиева – заведующая отделом искусства ХХ-ХХI веков Одесского художественного музея, куратор выставки Игоря Гусева "Transmuseum"