Трип с дедушкой или Несерьезное интервью

На прошлой неделе в Dymchuk Gallery открылась персональная выставка самого несерьезного украинского художника Ильи Чичкана. Проект «Дедовщина» инспирирован работами деда Ильи - художника Леонида Чичкана и фактически представляет собой ремейки семи небольших натюрмортов и пейзажей середины 70-х. В не очень серьезном интервью ART UKRAINE  Илья рассказывает о выставке, дедушке и Карпатах. 


Илья Чичкан, фото: Максим Белоусов


Илья, публика хорошо знакома с вами как с создателем концепции “психодарвинизма”. Предыдущие серии работ, своей эпатажностью, вызвали много шума вокруг вашего творчества и принесли вам довольно большой коммерческий успех. Новая серия “Дедовщина”, кардинально отличается от психодарвинизма. Что вас подтолкнуло на создание данной серии?


Ну, наверное, все любят обезьянок, поэтому психодарвинизм и получил такой супер-успех у публики. Вообще же я работаю с довольно разными проектами, просто некоторые из них меньше других берут за живое. А обезьянки всем нравятся, как и котики, особенно если это карикатурки. Я потом уже начал копать и выяснилось, что даже в средние века изображали королей и различных дворцовых вельмож в виде обезьян. Видимо, эта тема давно уже близка народу.

 

А этот проект я сделал в память о дедушке, поскольку картины его сгорели в пожаре в мастерской, уже после его смерти. Работ осталось очень мало, и я удивился, когда увидел одну из них у Дымчука в коллекции. Было интересно на нее посмотреть. В основном я знаком с его работами чуть-чуть из интернета, чуть-чуть из старого советского каталога, который Маша (Шубина) через ebay нашла в Америке. Каталог очень старый, растрепанный, кстати, тоже представлен на выставке как часть инсталляции. Я подумал, что будет интересно заглянуть назад в будущее. Такая вот странная метаморфоза, такой спиритический сеанс.

 

Илья Чичкан, Из серии "Дедовщина"


То есть, данная выставка - своеобразный спиритический сеанс, посвящённый памяти вашего дедушки Леонида Чичкана?


Ну да, такое своеобразное вызывание духов. Глупо было бы отрицать, что данную выставку я посвящаю своему деду. Но тут еще существует такой психоделический момент, ведь я в принципе ничего и не привнес в эти работы, кроме того что я просто увеличил их в размере. Ну, поскольку он дедушка и картины должны быть большие: Grandpa (дедушка на англ.) – Grand paintings. А так, это просто такой повтор. Мне было интересно его делать, потому что я чувствовал определенную связь с предками. Когда ты делаешь какие-то работы, особенно если повторяешь, делаешь копии, ты начинаешь проникаться техникой. Потом ты начинаешь задумываться: а что он делал в это время там? Почему именно в это время года? Если это пейзаж, то обязательно определенное  время года, определенное событие и место. Это интересно.

 

 

Илья Чичкан, Из серии "Дедовщина", 2012


Можете ли вы сказать, что ваш дедушка повлиял на ваше творчество?    


Скорее всего, да. Бабушка и дедушка у меня были профессора, состояли в Союзе Художников, в Академии - такие «блатные» в Советском Союзе были. А вот дети академиков в 70-е были своеобразные хиппи. У них были деньги от родителей, они занимались сексом, пили и ничего не делали. Мои родители и мой дядя были вот такими хиппи. Немного работали и немного оставили после себя. И были такие не очень успешные. А вот дедушка мне запомнился очень успешным, высоким и красивым. После его смерти осталось 150 костюмов и миллион галстуков. Он у меня в подсознании остался таким успешным дедушкой - крутым, в общем. Он мне машинки дарил, шоколадки покупал. Он даже умер от шоколада. Должен был ехать на конференцию в Москву, зашел в “Українські Ласощi” купил свои любимые шоколадные конфеты, наелся их и его схватил сердечный приступ. Ну, в общем, так и не уехал на конференцию. К чему это я? А, ну да…повлиял, конечно, я тоже люблю шоколад.    


Илья Чичкан, Из серии "Дедовщина"


А почему именно тема Карпат так широко представлена в работах деда?


Насколько я понимаю, у него любовница в Карпатах была, вот он и устраивал себе командировочки от Союза Художников летом. А че, там хорошо. Тогда в 70-е особенно офигенно было. Это как нам сейчас в Перу съездить или куда-нибудь.   


 Фото экспозиции



 Фото экспозиции


Живопись в этом проекте довольно органично дополнена инсталляциями. Расскажите, пожалуйста, зачем вы вводите инсталляции в уже вполне сложившийся живописный проект? 


Мне надо было как-то сбалансировать выставку, это все-таки спиритический сеанс, что-то такое психоделическое должно было присутствовать в экспозиции. Карпаты, я думаю, такое место энергетически специальное. И вообще все, что связано с Карпатами: горы, корни, традиции. Для меня вся эта атмосфера очень близка к Кастанеде. И все, что я делаю, это как какой-то трип. Он (дедушка) у меня как Дон Хуан - проводник в какую-то такую сказочную странную атмосферу. Поэтому я еще позволил себе пофантазировать.

 

 

 

Галина Баркарь