Украинская фотохудожница показала яркую сторону будней

Фотограф Екатерина Палышнюк работает в жанре парейдолия, открывая мир таинственных образов и сюжетов, скрытых в трещинах на стенах, старой краске или на поверхности воды. О творчестве художницы и об искусстве парейдолии — рассказываем далее.

 

В киевском кафе Mala Opera Spot (улица Дегтярёвская, 5) открылась фотовыставка «An Imaginary World of Katy Palyshniuk». В нее включены работы украинской фотохудожницы Екатерины Палышнюк, выполненные в жанре парейдолия – способ передачи зрительной иллюзии через детали реального объекта. Работами в этом жанре известны многие мировые классики, такие, как Сальвадор Дали, Джузеппе Арчимбольдо и другие.

 

В 10 работах Екатерины Палышнюк представлены образы, которые она смогла рассмотреть и запечатлеть во фрагментах старой краски на металле, стене с белой известью, коре дерева и других предметах повседневности. Благодаря таланту фотохудожницы, они превратились в «Казанову», «Полифема и Одиссея», «Мастера и Маргариту», «Подземных нимф», «Мраморную Венеру», «Скорбящую даму», «Покемона подглядывающего в отверстие», «Поцелуй», «Даму с зонтиком» и «Бабушку с внучкой».

 

"Бабушка с внучкой"


«Все мои работы говорят нам, что мы находимся в тесной взаимосвязи с природой, и она все время разговаривает с нами посредством различных образов. Она дает нам подсказки, которые нужно только заметить. Они бывают совершенно разными — в зависимости от того, в каком душевном состоянии ты находишься. Каждая фотография — это отдельная история. Где-то короткая, а где-то, это целая легенда, как с «Полифемом и Одиссеем». Я хочу показать, что каждый может видеть эти образы, стоит только на секунду остановиться, забыть о суете этого мира и, почувствовать как он прекрасен, даже на старых бочках с краской. А если добавить немного мистики, то эти фото и вовсе могут служить талисманами», — говорит фотохудожница.

 

По словам Екатерины Палышнюк, она начала снимать эти работы около года назад в различных регионах Украины. В ее фотообразах представлена широкая география страны.

 

Куратором проекта стал фотограф, аrt Director в Kievphotos-Hall 2012 Валерий Лещинский, учителем и наставником советский и украинский кинооператор, заслуженный деятель искусств Украины Владимир Кукоренчук.

 

Выставка продлится до 19 августа.

 

Самые известные примеры парейдолии в истории и искусстве: в 1954 году банк Канады изъял из оборота серию банкнот из-за ухмыляющегося черта, обнаруженного среди локонов на голове королевы Елизаветы, в 1915 году карикатурист Хилл создает иллюзию «молодая девушка-старуха», Сальвадор Дали пользуется эффектом парейдолии в картинах «Лебеди отраженные в слонах» и «Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера» (Рис. 1, 2), Джузеппе Арчимбольдо пишет серию картин с эффектом парейдолии: четыре времени года, четыре стихии и др. (Рис. 3,4,5,6) [1].

 

Рис. 1 Сальвадр Дали

Лебеди отраженные в слонах

Рис. 2 Сальвадр Дали

Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера

Рис. 3,4 Джузеппе Арчимбольдо

Воздух и Вода


Рис. 5,6 Джузеппе Арчимбольдо

Зима и Весна

 

В своей записной книге Леонардо да Винчи писал «If you look at any walls spotted with various stains or with a mixture of different kinds of stones, if you are about to invent some scene you will be able to see in it a resemblance to various different landscapes adorned with mountains, rivers, rocks, trees, plains, wide valleys, and various groups of hills. You will also be able to see divers combats and figures in quick movement, and strange expressions of faces, and outlandish costumes, and an infinite number of things which you can then reduce into separate and well conceived forms».

 

Иными словами Леонардо говорил, что парейдолия позволяет творить и видеть образы там, где их априори не должно быть. Благодаря ей художник способен на стене с пятнами или в старой краске, камнях увидеть образы, которые станут основой для дальнейшего многообразия сюжетов в хорошо продуманных формах. Но у художника есть пространство для творчества, его краски позволяют ему создавать нереальные, мистические образы, которые не обязаны присутствовать в жизни в качестве живого или неживого объекта. Но что есть у фотографа?

 

Фотография — это наука, искусство, применение и практика создания прочных изображений путем записи света или другого электромагнитного излучения.

 

Таким образом фотография есть не что иное, как регистрация оптических излучений, то есть документальное видение тех форм и объемов, которые присутствуют в реальной (материальной) жизни. Но ведь существует Adobe Photoshop, с помощью которого можно дорисовать все, что требует душа художника-фотографа. А если он не рисует в программе Adobe Photoshop? Давайте поверим в то, что молодая украинская художница находит парейдолии в их первозданном виде и лишь мелкими «штрихами» намекает на их существование зрителю.

 

Как же назвать ту прослойку фотографического искусства, где ясно выраженные парейдолии, имеют нерукотворную природу? Может быть это лики? Нерукотворные лики, которые способна увидеть художница в старой краске, мраморе, деревьях, камнях, стенах, поверхностях, воде и пр. Но не будем привязываться к мифической стороне интерпретации образов Екатерины Палышюк в ее воображаемом мире, а обратимся к истокам всемирного искусства и истории, скрытых в парейдолических изображениях фотографа.

 

В VIII до нашей эры Геродот описывал в своей «Одиссее» столкновение Полифема и царя Итаки. Во время своего возвращения на Итаку с Троянской войны царь Одиссей высаживается со спутниками на острове циклопов и попадает в пещеру, оказавшуюся жилищем Полифема.

 

Тот обнаруживает пришельцев, берёт их в плен, запирает в пещере и пожирает три пары спутников Одиссея. Хитроумный Одиссей дожидается, пока Полифем уснёт, и во сне выкалывает колом единственный глаз циклопа. Пленникам удаётся покинуть пещеру разъяренного, но слепого Полифема, спрятавшись в стаде овец [4]. В своей фотографии «Полифем и Одиссей» (Рис. 7) Екатерина отоброжает момент, где царь Итаки готовиться напасть на одноглазого циклопа. Изображение найдено на мраморе в станции метро Лукьяновская.

 

 Рис. 7 "Полифем и Одиссей" 

 

Еще одна работа «Дама с зонтиком» (Рис. 8) тесно переплетена с картиной Густава Климта «Золотая Адель» (Рис. 9).

 

Рис. 8. «Дама с зонтиком», Е. Палышнюк, 2017

Рис. 9. «Золотая Адель»

 Г. Климт, 1907

 

Не смотря на то, что в фотографии не прорисовано лицо девушки, угадывается романтический профиль дамы с зонтиком. "Дама с зонтиком" так напоминает работы Густава из-за техники "золотых" кусочков, которые образует потрескавшаяся краска на поверхности старой бочки, когда-то выкрашенной в белый цвет.

 

Образ "Казановы" (Рис. 10) навеян художественной лентой 1999 года, режиссёра Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами». Скрытое маской лицо мужчины, рассматривающего беззащитное, обнаженное тело молодой девушки. Словно на аукционе таинственный незнакомец рассматривает новый "товар", пристально изучая мельчайшие детали. Характерной особенностью этой фотографии является двоякое восприятие ею зрителем, которые в своих суждениях делятся на два противоположных фронта. Одни, поддерживая замысел фотографа, примыкают к его мнению, другие, входят в своеобразную оппозицию, улавливая глубокое уважение и подобострастие мужчины, который смиренно склонил голову перед молодой девушкой, почти богиней. Антогонистическое восприятие произведения может содержать в себе причину внутреннего вечного человеческого конфликта между добром и злом. Эта парейдолия, которая, в своей основе, есть старая облупленная краска, была найдена фотографом в районе Экспоцентра Украины.

 

Рис. 10. «Казанова», 2018, Киев

 

Каждая фотография несет в себе часть когда-то пережитого образа, воспоминания, прочтенного произведения или сна. Все они, это уникальный отпечаток внутреннего мира фотографа, который она открывает через призму своего сознания с помощью визуальных инструментов.

 

 

Литература

 

  1. Акимов Ю. "Парейдолия в научных зоологических иллюстрациях на примере двукрылых // «Художня культура. Актуальні проблеми». – 12. – (2016): 5–18.