Украинский Микеланджело в Лувре
22 ноября в Лувре открывается выставка украинского скульптора XVIII века Иоганна Пинзеля. Выставка "Иоанн Георг Пинзель. Барочная скульптура Украины в XVIII веке" будет экспонироваться в зале де-ла-Шапель (Зал Часовни).
Говорят, что интеллектуальное и материальное богатство отображает облик той или иной культуры. Сегодня Лувр заинтересован галицким скульптором Пинзелем и готовится выставить около тридцати его работ на обозрение публики. По словам историков искусства, в Европе не существует аналогичных произведений: «Я раньше не видела ничего подобного. Барокковые скульптуры всегда были многочисленными в XVIII веке в Польше, Германии, Австрии. Но эти намного эмоциональнее, они не похожи на любые другие», - говорит экспрерт музея в Лувре Женевьев Бреск.
Исследователи, найдя и собрав творения мастера, засвидетельствовали неизвестный до сегодня скульптурный динамизм. Его стиль основывается на чешско-баварской скульптурной традиции, но также в нем чувствуется влияние итальянского барокко. Ощущается, что художник был близок к работам эпохи Возрождения и унаследовал черты Лоренцо Бернини и Микеланжело. В то же время в нем находят элементы готики, украинских традиций обработки дерева и даже византийского искусства. Тем не менее, Пинзель не остался ограниченным своими рамками, он ушел намного дальше от своих предшественников, создав новое экспрессивное барокко.
Иоанн Георг Пинзель, работа из собрания Музея сакральной барочной скульптуры И. Пинзеля (Львов)
Имеется не так много сведений, позволяющих точно изложить библиографию мастера. Есть три версии. Первая, «патриотическая», в ней говорится о том, что украинский или польский художник после долгих лет путешествий вернулся на родные земли, подобно Григорию Сковороде. Вторая, «германо-чешская», рассматривает, что Пинзель родом из Богемии или Баварии, или Швейцарии, и, стремясь к познанию искусства, отправился в Италию, но после (по неизвестным причинам) обосновался в Галичине. Третья версия «итальянская», исходя из нее скульптор флорентиец или венецианец, начавший путешествие по маршруту Вена-Мюнхен-Прага, остановился во Львове. До сих пор нет подтверждения ни одной гипотезы.
Самые большие коллекции скульптора находятся в Музее сакральной барочной скульптуры И. Пинзеля (Львов, Мытная площадь, 2), в Тернопольском краеведческом музее (Тернополь, площадь Искусств, 3), также в Ивано-Франковске, в фондах Львовского национального музея и Баварского национального музея.
До сегодняшнего дня Иоганн Георг Пинзель остается загадкой. Основываясь на художественных традициях Возрождения, где авторы вкладывали свои собственные характеры и черты в творения, можно предположить, что скульптор нам оставил свое отражение. Только будущее сможет разгадать его тайну и раскрыть этот образ, наполненный драматической трагедией.
По материалам Paris Ile-de-France tours, louvre.fr
Подбор материала и перевод с французского: Анастасия Стрий