Украинский скульптор Иоганн Георг Пинзель в Лувре (обновлено)
В среду, 21 ноября, в крупнейшем музее современности, парижском Лувре открылась выставка украинского скульптора второй половины XVIII века Иоганна Георга Пинзеля – сколь яркой, столь и загадочной фигуры украинской истории искусства.
Открыли выставку ее куратор со стороны Лувра и главный хранитель отдела скульптуры Лувра Гилем Шерф, автор объемного текста для каталога выставки и директор Вавельского королевского замка в Кракове Ян К. Островский, а также Лариса Возницкая, возглавившая Львовскую национальную галерею искусств после гибели своего отца – главного исследователя и хранителя наследия Пинзеля Бориса Возницкого. Короткий пресс-брифинг провел также министр культуры Украины Михаил Кулиняк, помимо прочего рассказавший о подготовке министерством нового законопроекта, отменяющего уплату ПДВ для культурных организаций, и, соответственно, призванный значительно упростить их деятельность.
Выставка Пинзеля разместилась в зале «Часовня» в крыле Сюлли – небольшом пространстве на втором этаже, из окон которого открывается впечатляющий вид на центральный двор музея со знаменитой стеклянной пирамидой посредине. Как отметил Гилем Шерф, окна «Часовни» открывают редко, так как обыкновенно выставляемые там графика и живопись требуют особого искусственного освещения. В случае же с Пинзелем куратору хотелось наполнить зал живым светом.
На выставке представлены 27 скульптур Пинзеля и его последователей. Большинство работ предоставлены Украинским музейным фондом из Музея Пинзеля Львовской национальной галереи искусств, Тернопольского областного краеведческого и художественного музеев, Музея искусств Прикарпатья в Ивано-Франковске. Все скульптуры прошли длительный и сложный процесс реставрации, так как находились до этого в едва ли не критическом состоянии.
По словам министра культуры, это был самый масштабный комплекс реставрационных работ в Украине за последние десятилетия. В целом на реставрацию, подготовку экспонатов к перевозке и на саму транспортировку в Лувр украинская сторона потратила более 2,5 млн, из которых 1 млн. был выделен из бюджетных средств.
Реставрационные работы выполнялись специалистами Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины. Еще на пресс-конференции в Киеве директор Центра Светлана Стрельникова подчеркнула, что основная заслуга в исследовании и сохранении наследия Пинзеля принадлежит выдающемуся искусствоведу, директору Львовской национальной галереи искусств, ныне покойному Борису Возницкому, который в свое время и выступил инициатором выставки в Париже. О работе с Возницким много говорил на открытии и Гилем Шерф, в завершении отметивший, что Луврская выставка посвящена выдающемуся украинскому ученому.
Выставка в Лувре стала первой масштабной презентацией Пинзеля за пределами Украины. Центральная часть экспозиции – 7 изваяний, составляющих скульптурную группу алтаря костела Всех Святых в с. Годовицы Львовской области.
Своеобразной изюминкой экспозиции стала витрина с 8 миниатюрными деревянными скульптурами – моделями утерянных алтарных изваяний из костела в Монастыриске (сегодня – Тернопольская область). По словам Гилема Шерфа, эти выполненные собственноручно Пинзелем эскизы были найдены и приобретены на антикварной ярмарке сотрудниками Баварского национального музея (Мюнхен), что и предоставил работы на выставку в Лувр. Единственная сохранившаяся до наших дней алтарная скульптура из Монастырска – фигура Святой Анны – также включена в выставку.
В целом же организационная сторона выставки не вызывает абсолютно никаких нарицаний - экспозиция идеальна. Каждую работу сопровождают текстовые экспликации, фотографии интерьеров и схемы алтарных групп некоторых церквей, в которых изначально размещались представленные изваяния, хронология и факты украинской истории данного периода - одним словом, все те необходимые экспозиционные бонусы, которые способствуют цельному представлению о работах и их месте в истории.
Пространственное же решение выставки оставило определенное послевкусие чрезмерной рациональности и чисто музейного педантизма. Во время осмотра то и дело вспоминалась экспозиция работ Пинзеля в рамках Скульптурном салона 2008 года, проходившего тогда еще в "Украинском доме". В стенах его довольно проблематичного для демонстрации искусства центрального зала практически бок о бок с прочими боксами скульптурам Пинзеля было, тем не менее, предоставлено вдоволь необходимое им пространство. Масштаб и планировка здания с пронизывающей его насквозь "воронкой" очень удачно усиливали ощущение динамики и определенной эмоциональной напряженности, исходящей от "Самсона", "Жертвоприношения Авраама" и других шедевров галицкого мастера.
В нарядной, но довольно скромной по размерам "Часовне" Лувра этим скульптурам не то чтобы не хватало "воздуха," но все же это немного скрадывало их экспрессию. В отличие от того же "Скульптурного салона" или львовского Костела кларисок - постоянного места обитания некоторых работ Пинзеля - в Луврском зале возможности посмотреть на каждый экспонат с разного расстояния и перспективы были несколько ограничены, из-за чего некоторые работы теряли в масштабе и обманчиво казались чересчур декоративно-станковыми.
Так или иначе, магия места - своим размером и сокровищами будоражащего воображение даже бывалых "музейных туристов" Лувра - сделала свое дело. Работы Пинзеля не выглядят на этой громкой выставке как то по-новому, лучше или хуже, нет. Важен здесь скорее сам прецедент - первая и весьма достойная презентация важнейшей для украинской истории искусства фигуры в столь авторитетной и популярной институции. Приятно осознавать, что после осмотра, скажем, европейской ренессансной и барочной пластики, многочисленные посетители Лувра окажутся в "Часовне" и увидят абсолютно самобытного мастера с собственными крайне выразительными техникой и манерой.
Украинским же зрителям, в небольшом составе прилетевшим на пресс-превью и торжественное открытие, не лишней была возможность переосмыслить собственное национальное культурное наследие, представленное на полагающемся, едва ли досягаемом для Украины организационном уровне, вдали от политических склок, увы, не идущих на пользу развитию культурного сектора.
К выставке Лувром издан каталог на французском языке, в который, помимо множества фотографий работ Пинзеля, входят также несколько текстов и интервью с Борисом Возницким.
Выставка продлится до 25 февраля 2013 года.
Елизавета Герман