В ДЕСЯТКУ! Новая галерея «ХудПромо» открылась выставкой «Топ10 одесских художников»
Вчера, 28 октября, в Одессе открылась новая галерея Худпромо. Предлагаем вниманию наших читателей статью известного одесского куратора и искусствоведа Михаила Рашковецкого о новом начинании, которое, в частности, продемонстрирует одесситам, о том, что существуют одесские художники, давно востребованные в Киеве, но до сих пор не оцененные в родном городе.
Приятно, что новая галерея открывается выставкой, которая сопровождена весьма основательным каталогом. В нем кратко изложена и проиллюстрирована история «левого» одесского искусства - от конфликта южнорусских художников со знаменитыми салонами Издебского до таинственного «стрит-райтера», скрывающегося под ником «apl». Автор каталога, арт-критик Алиса Ложкина, отказалась от общей характеристики выставки, справедливо заметив, что все представленные художники слишком разнятся во всем, начиная от стилистических предпочтений и оканчивая их принадлежностью к разным возрастным категориям. Единственное, что их объединяет – это «по-настоящему высокий художественный уровень». К этому хотелось бы добавить и их общую причастность к Одессе. И еще одно – это «современные художники». Я по-прежнему считаю, что принадлежность к «современному искусству» определяется не просто высоким уровнем мастерства, но и, прежде всего прикосновением к серьезной проблематике, будь-то проблемы эстетические, философские, социально-политические или личностно-психологические. И мастерство в данном случае определяется не столько точным следованием тем или иным стилистическим или техническим канонам и правилам, сколько адекватным выражением авторского отношения к подобным проблемам. Причем, в хороших произведениях современного искусства все переплетается: социальное неотделимо от психологического, а конкретное воплощение актуальных проблем каждый раз формулируется как актуальная эстетическая проблема.
Своеобразным контрапунктом выставки для меня стала картина Ройтбурда «Bon Jour, Monsieur Cohen» («Здравствуйте, господин Коэн»). Напомню, что у Ройтбурда есть целая серия работ, названия которых повторяют или обыгрывают названия картин старых отечественных и зарубежных мастеров. Есть и серия «Халоймес», где присутствуют мотивы иудаики. Вспоминая программные в свое время работы «Здравствуйте, господин Курбе» и «Здравствуйте, господин Гоген», можно предположить, что и тут перед нами не просто языковая игра. По-русски «халоймес» означает «ерунда», но, как говаривал Мюллер, один из героев анекдотов о Штирлице, «это не ерунда, это совсем не ерунда». Коэны – сословие священнослужителей при Иерусалимском храме, чьи почетные обязанности передаются из рода в род (по отцовской линии) уже на протяжении многих столетий со времен Моисея и Аарона. Но вот беда, сам храм давно разрушен. Драма человека, который стремится продолжить высокое служение, передавая этот завет следующему поколению, но в ситуации, когда исчезло само место ритуала, перекликается с неоднозначной позицией художника в современном мире (и конечно, не только в Украине).
Александр Ройтбурд Bon Jour, Monsieur Cohen (Из цикла «Халоймес»)
2010, 100х200 см
Кстати, следует заметить, что «халоймес» переводится и как «сон». Как тут не вспомнить концепцию развития современного искусства Украины в трактовке Виктории Бурлаки – искусство как тотальное визионерство, «видения» и «призраки», не имеющие ничего общего с недостижимой и непостижимой реальностью. Со своей стороны замечу, что в снах пророков реальность открывается гораздо глубже, чем в расчетах прагматиков. Правда, как обычно, пророкам не верят, особенно в своем отечестве.
Соратник Ройтбурда в бурный период «новой волны» украинского искусства второй половины 1980-х годов, Василий Рябченко, представлен монументальным полотном «Смерть Марата». Некоторые внешние черты салонности (изящество, рокайльность), достаточно характерные для творчества Рябченко, дают повод пошутить по поводу спа-салонного варианта трактовки известного сюжета. Однако та самая «эмоциональная сбивчивость, иррациональность и беспокойство», качества, верно подмеченные А. Ложкиной в поздних работах Рябченко, как раз и выводят их из разряда «иллюзиона» в сферу подлинного драматизма.
В «Кавалерии» Анатолия Ганкевича игровая функция «мозаичной живописи» уступает место вполне реальному тяжелому запаху ваксы. Легкая и отчасти даже ностальгическая стилизация «советского стиля» здесь сменяется на стилизацию тупой безысходности. Такой себе своеобразный групповой портрет красноармейцев на кушетках доктора Фрейда после показательного расстрела вышеупомянутого доктора. Остается только надеяться, что все это чистая игра, то есть, просто «халоймес» и никакого отношения к актуальной проблематике не имеет. Но, увы, убедительная мощь картины Ганкевича серьезно подрывает такие надежды.
Анатолий Ганкевич "Кавалерия". Холст, масло 180х300 см
Наоборот, светлая нота любви к животным и советским символам возникает в картине Игоря Гусева «Гости из Африки». Во времена московской олимпиады Африка воспринималась как нечто очень далекое и экзотичное, а на жирафов можно было посмотреть в одесском зоопарке. Сейчас Африка совсем близко. Можно даже применить философское определение: Африка «здесь и сейчас». И это не сон, а статистический факт.
Сергей Зарва как всегда остро публицистичен, что становится особенно заметным в его монументальных работах, в том числе, и в «Глянцевом упыризм», картине с достаточно исчерпывающим содержание названием. Старые «добрые» традиции беспощадного немецкого экспрессионизма очевидны даже сквозь наложенные фильтры современной «массовой культуры».
Я бы предпочел увидеть на этой выставке какие-то из работ Екатерины Соловьевой в «пименовской» стилистике позднего ОСТа, которые она еще не показывала в Одессе, но и монументальная приторность ее гигантских «Пирожных» отнюдь не потеряла своей актуальности.
Екатерина Соловьева Пирожное 2010
Холст, масло. 276х200 см.
На первый взгляд несколько выпадают из общего контекста -работы Владимира Кожухаря «Аптека 1» и «Аптека 2». Очень интимные, камерные и точные по рисунку, они как будто сторонятся бурных треволнений, действительно напоминая академические штудии, где сверхзадачей становится преклонение перед совершенной передачей формы. Однако никуда не денешься, некие трудноуловимые нюансы композиции и цветовой акцентировки как-то подсознательно вызывают классические ассоциации: «… аптека, бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – все будет так. Исхода нет». Впрочем, возможно, это мои субъективные впечатления, не имеющие отношения к творчеству Кожухаря.
«Пес и Комар» - световая инсталляция (или по самоопределению автора – «темничек») Дмитрия Дульфана. Странные полудетские, полу мифические существа, любовно изготовленные из презренных отходов современной одноразовой культуры как некие каббалистические мантры о таинстве жизни после смерти и о возможности душевного перевоплощения из всего во все. Именно искренность создает ощущение подлинности, даже если кое-где и улавливается ироническая интонация.
Дмитрий Дульфан Пень и комар. 2008-2009
инсталляция, 300х200 см
Самый молодой автор на этой выставке, Степан Рябченко, представлен принтами на холсте из серии «Компьютерные вирусы». Они напоминают мне машины, которые знаменитый Цезарь из десятилетия в десятилетие прессует в красивые разноцветные кубы. Но если Цезарь производит монументальную ювелирку из технологических отходов, то «Вирусы» С. Рябченко показывают, как виртуальная реальность прессует монументальные художественные идеи: идеи цвета, линии, плоскости, объема. И если Дульфан «возрождает» отходы делая их человечными (иногда даже слишком), то в работах Рябченко торжествует «нечеловеческая красота».
Степан Рябченко «Chameleon». Из цикла «Компьютерные вирусы». Цифровая печать на холсте.
2008, 170х145 см
И, наконец, «Украина» от apl. Конечно, можно делать искусствоведческие натяжкии вспоминать линейную ритмику потеков краски в работах Хруща или Дульфана-старшего. Но думаю, что никакого отношения к истории одесского искусства эта работа не имеет. Зато она имеет прямое отношение к самой что ни на есть современной истории Украины. Я бы даже сказал – к злободневной политической проблематике, которая выражена изящно и стильно, вполне соответствуя поэтике уличного райтера.
Мне хотелось бы подчеркнуть факт неслучайности объединения столь разных авторов и работ в едином выставочном пространстве под многообещающим названием «ХудПромо», намекающим на некое продвижение художников, которые давно востребованы в Киеве (и не только), но пока не вполне оцененными в родном городе.
Хочу напомнить один азбучный тезис, прекрасно понимая, сколь недоверчиво относится к нему большая часть публики, и не в последнюю очередь, одесской. Тезис этот звучит так: не аукционы или факты успешных продаж (с этим у представленных авторов все в порядке) определяют стоимость (или ценность) произведений искусства. На самом деле все наоборот – художественный уровень произведений рано или поздно реализуется в денежном эквиваленте. И в этом отношении у представленных авторов дела обстоят еще лучше, чем с продажами.
Надо отдать должное хозяину галереи, Феликсу Пустынину - будучи достаточно опытным коллекционером, он воспользовался советами консультанта для определения состава первой выставки и не ошибся в его выборе. Александр Ройтбурд не только замечательный художник, но и один из наиболее компетентных специалистов в области современного искусства Одессы и Украины.