В Культурном проекте начинается учебный год

Межвоенные годы, стремление к свободе и творческому самовыражению, квартал Монпарнас, интернациональная богема ... 10-го сентября учебный год в Культурном Проекте откроет лекция Натальи Романовой о легенде ХХ века, одно из самых ярких, сложных и судьбоносных явлений европейской культурной жизни – Парижскую школу.

А 17-го сентября на второй лекции, посвященной художественной группе «Наби», речь пойдет о художниках, которые хотели сделать творчество не только работой, но и стилем жизни, искали новые средства для живописания, погружаясь в мир литературы, театра, восточной философии. Лекции пройдут в рамках выставки в Национальном киевском музее русского искусства «Иван Песке. Диалог культур », в 13.00. Вход свободный.

С парижским настроением Культурный Проект приглашает продолжить вкушать деликатесы художественной сцены в насыщенной академической программе лекций «История мирового классического искусства», «История искусства ХХ века», для младших слушателей - «Детям об искусстве», а также в ряде других курсов, посвященных актуальным вопросам современного искусства, которые начнутся уже 26-го сентября.


  Невозможно игнорировать тот факт, что современное искусство имеет миллионы поклонников по всему миру и консолидирует вокруг себя интересных людей настоящего. Оно провоцирует интерес, стремление знаний и опыта, которые в Украине, увы, как правило, находятся за чертой официального образования. Такая ситуация стала толчком к учреждению Культурного проекта - организации, которая помогает лучше познать сферу визуальных искусств.

«Как правильно: Мане или Моне?» Таким вопросом на рекламной листовке «Культурный проект» провоцирует своих будущих слушателей пересмотреть собственные представления об искусстве. Когда возникла идея создания Культурного проекта, встал вопрос: найдутся ли люди, готовые тратить собственное время на альтернативное образование, которое вряд ли обеспечит повышение на службе или принесет дополнительный заработок? Зачем публичные лекции во времена Интернета, когда любая информация доступна на многих языках?
Несомненно, каждый человек, независимо от типа и уровня образования, имеет определенные представления и знания об искусстве, личные пристрастия в этой сфере. И каждый из нас нуждается в упорядочении знаний, систематизации отложенного в памяти архива. Систематизация - первый и самый важный шаг в углублении знаний. Упорядочение знаний мы считаем главным принципом деятельности Культурного проекта. Не нагрузить слушателя информацией, большим списком рекомендуемой литературы, а подарить людям, образно говоря, просторный шкаф подписанным полками, куда можно по своему усмотрению «сдавать» свои знания и опыт. И отныне для каждого путешествия, фильма или книги, нового интересного факта или впечатления найдется подходящее место в этом воображаемом шкафу.

Кто не мечтал получить в поисковой интернет-системе комментарий о совершенстве и пользе найденной ссылки? О компетентности источника? О соответствии данной информации потребностям вашего исследования? Деятельность Культурного проекта - это такой комментарий. Это граница между классическим образованием и личными потребностями человека, между структурированным знанием академической программы и возможностью свободного выбора, гибкого графика посещений, дискуссии. Общение с лектором - экспертом в понравившейся теме - является привилегией клиентов курсов. Речь идет не только о вопросах в конце лекции - это участие в спровоцированных дискуссиях, общение на специальных перерывах.

Работу Культурного проекта можно разделить на два вида деятельности: последовательная «академическая» программа для взрослых и детей и циклы узко тематических специализированных лекций. «Академическая» программа - это полугодовые курсы по истории мирового искусства. В частности отдельный курс посвящен истории искусства ХХ века - периода художественной насыщенности, изобретательности, который перевернул ход всей истории человечества, а потому предполагает длительную (полугодовую) беседу.

На лекции о мировом искусстве взрослые могут приходить вместе с детьми. Детям 7-9 лет Культурный проект предлагает параллельную программу, которая дает возможность не только овладеть на практике различными художественными техниками, но и в доступной форме, в виде интересных сюжетов, познавать историю мирового искусства. Чтобы не только попробовать рисовать в разных стилях и техниках, но и называть Марка Ротко любимым художником или восхищаться силой творчества Фриды Кало.

Культурный проект не только предоставляет систематизированную информацию, но и пытается ее поместить в определенный контекст, сделать личным опытом каждого человека. Для этого мы готовим для наших слушателей дополнительные подарочные лекции, раздаем аудио-, визуальные материалы и печатные иллюстрации для заметок, вовлекаем слушателя в процесс появления современного произведения и прочее.

Второй вид деятельности Культурного проекта - специализированные циклы лекций, которые длятся от нескольких дней до нескольких месяцев и имеют преимущественно узкое направление. Они рассчитаны на широкий круг слушателей, которые, однако, хотят получить специфические знания в конкретной художественной сфере. Такие циклы лекций являются предметом особой гордости Культурного проекта - здесь создана настоящая живая и открытая площадка для общения. Таким был двухмесячный курс «Современное искусство в вопросах и ответах», на который зарегистрировалось более 700 человек. В основу курса положена идея живого разговора между лектором и аудиторией. Каждая лекция не только имела ответить на заранее сформированные вопрос («Какое искусство можно считать современным?», «Кто такой куратор и какова его функция при осуществлении художественного проекта?», «Является ли современный дизайн искусством?»), но и провоцировала длительную послелекционную дискуссию и давала еще больше ответов. Ответов, которые слушатели могли получить от непосредственных практиков современной украинской художественной сферы.

Очень большую роль играет и место проведения лекций. Так, например, в стенах «Шоколадного домика» приятно послушать курс об истории мирового искусства. Модерная лаконичность «Малой галереи» Мыстецького Арсенала будто создана для курса по истории искусства ХХ века, она дополняет, иллюстрирует его. Большой залитый солнцем белостенный зал Института проблем современного искусства является идеальным пространством для курса «Современное искусство в вопросах и ответах». «Я Галерея» за два года словно сроднилась с курсом о медиаискусства ... Немало других культурных учреждений Киева не раз гостеприимно принимали Культурный проект. На наш взгляд, это способствует взаимопроникновению аудиторий, обмену опытом, расширению культурной карты каждого человека, созданию общего культурно-художественного облика города. И кажется, что возможность проводить лекции в музейном и галерейном пространстве способствует подаче и усвоению информации. Это особенно важно для наших самых маленьких посетителей, ведь они с детства привыкают к мысли, что музеи, галереи, культурные институты - не просто место, куда можно раз в год сходить на экскурсию, а пространство, где бурлит жизнь, где эстетическое удовольствие сочетается с творчеством и образованием.

Надеемся, что большой интерес к работе Культурного проекта свидетельствует о новом способе мышления в современной Украине. О том, что таки существует сообщество людей, которое имеет время, возможности и желание получать знания независимо от их прикладной пользы. И сам Культурный проект также влияет на дальнейшее формирование этого сообщества. Чтобы каждый мог дать себе ответ на сакраментальное: «Как правильно: Мане или Моне?»

 

Нататья Жеваго