В поисках «Новой Одессы»
Едва завершилась масштабная выставка «Одесская школа. Традиции и актуальность» в Мыстецком Арсенале, как последовал ответ от одесского куратора и художника Вацлава Юташ-Зюзина. В Харьковской муниципальной галерее он представил творчество молодых одесских художников в групповой выставке «Новая Одесса».
Альбина Ялоза. Серия «Зона вiдпочинку». 2013
В аннотации к выставке Вацлав заявил: «Однозначно происходит странная ситуация, когда в Украине «Одесскую школу» для публики представляют творчеством художников старшего поколения, намеренно не напоминая украинской общественности о существовании «нового одесского поколения» по причине конъюнктуры «одесского антиквариата», ведь не секрет существование страстной любви к «мертвому художнику». Что удивительного в ситуации, когда представляют «Одесскую школу» представители этой самой «школы» - художники второй половины прошлого века? Непонятно. Уже не говоря о том, что некоторые из так называемого «антиквариата» сегодня «живее» и актуальнее определенных молодых и «новых». И все же Юташ-Зюзин настаивает на обновлении понятия «одесская школа» и возлагает эту миссию на следующих авторов: Альбина Ялоза, Елена Токовенко, Елена Щекина, Андрей Бабчинский, Анастасия Кирилина, Анна Щербина, Богдан Перевертун, Вацлав Юташ-Зюзин, Елена Домбровская, Инна Хасилева, Ирина Озаринская, Леся Верба, Наталья Мариненко, Николай Лукин, Ольга Ланник, Оксана Андреева, Франсуаза Оз. И так обосновывает свой выбор: «Речь идет о одесских артистах-индивидуалистах 10-х годов нынешнего столетия, не связанных общей эстетикой или программой, но объединенных радикально отрицательным настроением к действительности украинского современного искусства «киевской централизации».
Алена Щербина. Серия «Дівчата». 2013
Трудно понять, каким образом к этому кружку куратор приобщил Ирину Озаринскую, которая успешно работает в Киеве и не только с универсальным искусством авторской книги и интерактивной графики, и не обделенную вниманием киевских коммерческих галерей Альбину Ялозу. На открытии куратор объяснил, что авторов участников-выставки подбирал по двум критериям: географическому и хронологическому, т.е. в проект попали художники-одесситы, работающие во втором десятилетии XXI века. А то, каким образом подбирались отдельные работы, осталось загадкой. Проследить в представленных произведениях художников некую общую «одесскость» не представилось возможным. И это не удивительно, ведь региональные особенности художественной школы Одессы исчезли уже на рубеже веков. На выставке «Одесская школа» в Мыстецком Арсенале было невооруженным глазом видно, как с середины до конца прошлого века растворяются характерные региональные черты одесского искусства - тонкий, светлый колорит живописи, камерность, общая легкость произведений, и в последнем зале, где были представлены работы молодых художников, от них не остается и следа. «Новая Одесса» в этом плане сохраняет верность традициям только в преобладании живописных работ на выставке.
Анастасия Кирилина. Спич. 2009
Основной месседж, озвученный куратором на открытии, заключался в том, что поколение одесских художников 2010-х годов упорно игнорируют представители институций и арт-критики. Вацлав несколько раз озвучил позицию некоторых участников выставки (не назвав, к сожалению, их имена), что в том случае, если на их творчество не обратят внимания представители украинского художественного сообщества, то они эмигрируют из страны. Этакий арт-шантаж под девизом «Нет пророка в своем отечестве». Вацлав очень эмоционально обвинял систему художественного образования в Украине, деятельность арт-институций, службу доставки «Новая почта» в том, что они не дают реализоваться молодым художникам из Одессы. Искренне возмущался тем, что искусствоведы и арт-критики не освещают деятельность современных одесских художников, уверяя гостей выставки, что именно публикации в специализированных изданиях являются критерием успешности художника. При том что сам Юташ-Зюзин обошел вниманием молодых участников выставки «Одесская школа. Традиции и актуальность», которые своим существованием опровергают его теорию о принципиальном непризнании молодых одесситов. Ведь и Степан Рябченко, и Apl315 полностью соответствуют критериям «Новой Одессы», однако участвуют в масштабных проектах в Украине и находятся под пристальным вниманием арт-критиков и искусствоведов.
Андрей Бабчинский. Без названия. 2010
Что касается самой выставки «Новая Одесса», то при участии интересных художников и при наличии хороших работ, они все были разрознены, выставка не имела хотя бы какого-то целостного вида. Не осветил объективно куратор и деятельность центра современного искусства «Чайная фабрика» в Одессе, вспомнив на открытии только о ненадлежащем состоянии перекрытия пола. А ведь большинство авторов и сам куратор «Новой Одессы» как раз объединены деятельностью «Чайной фабрики». И это могло быть интересным и важным сообщением, ведь самоорганизации художников сегодня представляют в Украине реальное поле для развития актуального, некоммерческого и незаангажированного искусства. Причем независимо от места дислокации таких организаций.
Богдан Перевертун. Minimal techno. 2013
Странным и непонятным представляется проект, в котором молодых художников куратор законсервировал понятиями прошлого века. К тому же, совсем недавно, после открытия Венецианской биеннале, в очередной раз прошла волна обсуждений, в которых постоянно отмечали примат идеи национального и регионального представления современного искусства. И вообще уже давно говорят об условности категориальных суждений, об их устарелости. Современное искусство уже стало универсальным и поле авторских высказываний не может быть очерчено какими бы то ни было рамками. В этом контексте упоминаются прошлогодние харьковские дебаты «Центр - Периферия» и показательная выставка «Система координат», где художники иронично и наглядно отразили условность регионального разделения современного искусства.
Франсуаза Оз. Digital Art 1. 2012
Пытаясь представить прогрессивность молодого поколения одесских художников, куратор использует рудиментарные инструменты, из-за чего «Новая Одесса» в Харькове не продемонстрировала ни свою «новизну», ни «одесскость». В данном случае название выставки отсылает скорее к названию районного центра Новая Одесса в Николаевской области, чем к претензионному культурному явлению.
Николай Лукин. Картография памяти. Фрагмент инстоляции. 2011
Оксана Андреева. Свет 2. 2013