В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ: Музей шестидесятничества

«Читать без разрешения чужие дневники – Эверест подлости». Неизвестный афоризм простака Вильсона


Но к нашему стыду, придется признать, что читать дневники и личные переписки представителей украинской интеллигенции 60-х годов, тех, кого называют «шестидесятниками», как раз самое захватывающее занятие в Музее шестидесятничества, который совсем недавно (22 августа 2012) открылся в Киеве по адресу ул. Гончара, 33-А в качестве филиала Музея истории Киева.

Музей шестидесятничества. Фасад

 

«Шестидесятниками» называют субкультуру, новое поколение советской и украинской интеллигенции, которая активно себя проявила в культуре и политике в первой половине 1960-х годов (откуда и название). Это был период временного послабления тоталитарного режима, десталинизации и период Хрущевской оттепели. Тогда шестидесятники выступали в защиту национального языка и культуры, свободы творчества. Формирование их мировоззрения проходило под влиянием гуманистических традиций Запада и возростающего интереса к наследию собственной культуры. Деятельность шестидесятников была направлена на выявление существующих тогда жизненных проблем, болезненных вопросов, которые замалчивались при Сталине.

Первыми представителями шестидесятников в Украине были Лина Костенко и автор остропублицистических стихов Василий Симоненко. Вслед за ними появилась целая плеяда поэтов: Иван Драч, Николай Винграновский, Николай Холодный, Григорий Кириченко, Василий Голобородько, Игорь Калинец, Иван Сокульский, Борис Мамайсур, Вилен Барский; художников: Алла Горская, Опанас Заливаха, Григорий Гавриленко, Михаил Вайнштейн, Валерий Ламах, Валентин Задорожный, Борис Плаксий, Виктор Зарецкий, Вениамин Кушнир, Галина Севрук, Людмила Семыкина; режиссеры Сергей Параджанов, Юрий Ильенко, Леонид Осика; переводчики Григорий Кочур, Николай Лукаш. В прозе ярчайшими представителями были Валерий Шевчук, Григор Тютюнник, Владимир Дрозд, Евгений Гуцало; в критике – Иван Дзюба, Иван Светличный, Евгений Сверстюк, Иван Бойчак; в публицистике - Степан Кожемяка и это далеко неполный список имен. 

Центрами общественной деятельности шестидесятников в начале 1960-х стали клубы творческой молодежи – киевский «Спутник» и львовский «Подснежник». Там проводились литературные встречи, вечера памяти и театральные постановки. А уже в 1963 г. в адрес шестидесятников обрушилась волна идеологических обвинений, преимущественно в национализме. Власть начала проводить агрессивную кампанию: разгонять литератуные вечера, творческие встречи, закрывать клубы творческой молодежи, запрещать издавать их произведения. В результате идеологического погрома большая часть шестидесятников оказались в тюрьмах. Кто-то приспособился к новым условиям, но большинство продолжали отстаивать свои убеждения и обратились к самиздату, а с середины 60-х формировали политическую оппозицию коммунистическому режиму и стали участниками диссидентского движеия в Украине, в качестве членов Украинской Хельсинской группы.

Шестидесятники в березовой роще на окраине Киева. 2 мая 1963 г.


Члены украинской группы "Хельсинки"

 

В конце 1980-х – в начале 1990-х годов щестидесятники приняли активное участие в отстаивании независимости Украины:

Лагерь голодающих студентов на Площади независимости. Киев. Октябрь 1990 года


Живая цепь единения между Киевом и Львовом, посвященная «Акту Злуки». 21 января 1990 г.



Митинг во Львове. 7 июля 1988 г.

 

Собрание музея насчитывает около 20 тысяч экспонатов, и это действительно ценные материалы, которые дают возможность заглянуть в кулуарную обстановку «шестидесятников» и в то же время как бы со стороны понаблюдать за их общением между собой, увидеть предметы профессионального быта и личные вещи, а также узнать о главных событиях в истории Украины, для которых роль «шестидесятников» стала решающей. На материалах Музея шестидесятничества была уже защищена диссертация, снят ряд кинофильмов, среди которых фильм об Украине, созданный киностудией Ежи Гофмана.

Находящиеся в музее вещи расскажут вам те истории, о которых вы не прочитаете даже в книгах. А если и прочитаете, то по-прежнему не сможете поспорить с утверждением «лучше один раз увидеть, чем...». Поэтому стоит взять ноту спокойного расположения духа и настроиться на тесное общение с историями «шестидесятников».

Для тех, кто собирается посетить музей уже в скором времени и кого может разочаровать, что многие экспонаты, особенно книги, находятся под стеклом, есть хорошая новость: в Музее шестидесятничества планируется открытие библиотеки, посетителям которой будет доступно огромное количество информации, относящейся к этому уникальному этапу в украинской культуре XX века.

Экспозиция в Музее шестидесятничества


Письменный стол Ивана Светличного. Печатная машинка Надежды Светличной

 

Портативный магнитофон Ивана Светличного и транзисторный приемник Вячеслава Черновола

 

Экспозиция, расположившаяся в трех комнатах, устроена по принципу тематических блоков: «Деятельность Клуба творческой молодежи (1962–1965); эскизы и афиши к запрещенным в последствии спектаклям; Самиздат (художественные произведения, перепечатки на Западе – «тамиздат» и др.); статьи шестидесятников; материалы судебных дел (времен пребывания в тюрьмах, лагерях, в больницах, в ссылке); фотографии и письма жен политзаключенных; а также личные вещи художников- и музыкантов-шестидесятников.

Афиша запрещенного литературно-музыкального вечера, посвященного Лесе Украинке. 1963 г.


Афиша вечера памяти Александра Крубаса. 1962 г.

 

В целом экспозиция акцентирует внимание на двух основных вехах жизни «шестидесятников»: это результаты их деятельности и период репрессий, что по сути почти всегда было параллельными процессами.

Клочки ткани со стихами Василия Стуса, переписанными Л. Лемык и вывезенными летом 1979 г. женой политзаключенного Валентина Мороза, преподавателем немецкого языка Раисой Мороз, которая в результате обмена политзаключенными оказалась за границей

 

Сборник материалов "Горе от ума (Портрет двадцати "преступников"). Первая украинская типография во Франции. 1968 г.

 

"Український вісник. Випуск I-II. Захалявний журнал з України"

 

Пригласительный на вечер поезии, посвященный памяти Василия Симоненко. 1963 г.

 

Идеологом основания Музея шестидесятничества является журналистка, активная участница украинского движения сопротивления Надежда Светличная. Первым шагом в сторону будущего музея стало появление в 1994 году инициативной группы во главе с Галиной Возной-Кушнир, а уже в 1999 году была создана общественная организация «Музей шестидесятников», которую возглавил шестидесятник Николай Плахотнюк. Именно он сегодня является заведующим музея и хранителем тех секретных историй, которые скрываются за представленными экспонатами и их табличками.

Например, посетители музея могут не уделить должного внимания гербарию, заключенному в рамы, который, как оказалось, является полноправным экспонатом музея и несет в себе не менее живую историю, чем личные дневники или письма. Дело в том, что на территориях тюрем политзаключенным категорически запрещалось выращивать укроп, петрушку и лук. Поэтому они разводили множество разных цветов, трав, чтобы среди них незаметно высаживать запретные кладези жизненно необходимых витаминов.

Гербарий, собранный политзаключенными 

 

Или, к напримеру, история витража, эскиз которого встречает вас при входе. Кто бы мог подумать, что за ним стоит невероятная история, которая в популярной прессе получила бы заголовок «Вандализм со стороны руководителя ВУЗа» или что-то в этом роде. Суть в том, что в 1964 году витраж создавался (художниками Анной Гурской, Опанасом Заливахой, Галиной Зубченко, Галиной Севрук, Людмилой Семикиной) для вестибюля Киевского университета в честь 150-летия со Дня рождения Тараса Шевченко. Витраж изображает молодого и несколько гневного поэта, который в одной руке держит книгу, а другой рукой обнимает женщину (несложно догадаться, что она символизирует Украину). По иронии судьбы, в витражных спайках один из чиновников узрел тюремную решетку, после чего витраж приказали немедленно демонтировать. В итоге работа просуществовала на уготованном ей месте всего один день и была разбита, так как другого способа демонтажа не нашлось.

Эскиз витража Киевского университета в честь 150-летия со Дня рождения Тараса Шевченко. 1964 г.

 

Еще много-много историй вы откроете для себя во время посещения музея.

 

 

 

_________________________________

Музей шестидесятничества

Киев, ул. О. Гончара, 33

museumsixties@gmail.com

(044) 223-91-38

Режим работы: 10.00 – 17.00

Понедельник – выходной

Последний день месяца – санитарный день

Входной билет: 25 грн

Льготный билет (школьники, студенты, пенсионеры): 10 грн

Первый вторник месяца – вход свободный

 

 

 

Вера Ганжа