Ван Шиньсон. «Китай – это просто большой носорог, нежный и безобидный»

В рамках Киевской биеннале современного искусства ARSENALE 2012 можно было увидеть две работы одного из наиболее популярных художников Китая Ван Шиньсона – «Храм» (2011) и «Богиня» (2011). Эти работы очень точно передают главную идею художника – критику вторжения западной культуры в Китай и замены традиционных многовековых ценностей бессмысленным потребительством.

Ван Шиньсон

Храм

Ван Шиньсон родился в 1966 году в Дацине, провинция Хейлунцзян в Китае, где работали его родители. Еще в юности он хотел стать художником, но его путь к цели вряд ли можно назвать одним из легких. Когда Ван Шиньсону было 15 лет, его отец погиб, оставив свою семью без финансовой поддержки. Тогда мальчик сразу занял место отца на буровой платформе и работал там в течение последующих восьми лет, продолжая при этом посещать художественные занятия и добиваться приема в лучшие художественные академии Китая. После поступления в Сычуаньскую художественную академию, Ван Шиньсон занимался масляной живописью. Преисполненный решимости реализоваться как независимый художник, он приехал в Пекин в 1993 году, в то время, когда современное китайское искусство стало привлекать внимание международной общественности.

Ван Шиньсон впервые добился признания как художник в середине 1990-х годов благодаря членству в группе Gaudy Art, движение, сформировавшееся под влиянием работ Джеффа Кунса и признанное самым влиятельным арт-критиком Китая Li Xianting.

1993 год стал годом бума интереса к китайскому искусству среди коллекционеров на Западе. Именно Венецианская биеннале 1993 года открыла Китай западному миру искусства. Выросло не только количество выставок, но появилась и коммерческая выгода. Сам Ван Шиньсон в одном из интервью признавался, что считал, Запад потеряет интерес к Китаю в ближайшие 5 лет, как это было в случае с Советским Союзом. Но через пять лет интерес к китайскому искусству не уменьшился. Сейчас прошло больше 20 лет, а Запад по-прежнему все еще заинтересован в китайском искусстве.

Его работы с того времени появлялись на более чем 20 персональных выставках и более чем 80 групповых. Его работы выставлялись на международном уровне на Сиднейской биеннале, Гаванской биеннале, в музее Getty, в Канадской национальной галерее, в Mori Art Museum и многих других. И, безусловно, теперь в этом списке и Киевскае биеннале – ARSENALE 2012.

Богиня

Следует отметить, что Ван Шиньсон начинал как масляный живописец в средине 90-х, но позже перешел к цифровой фотографии. Его картины маслом изображали его собственное замешательство и страдания в этом радикально меняющемся мире, они были больше похожи на личный дневник. В середине 90-х китайское общество испытало значительные изменения, и художник обнаружил, что картина менее эффективна в схватывании представления о быстром развитии Китая, чем объектив фотоаппарата. Так что Ван Шиньсон отказался от живописи в конце 1996 года и начал экспериментировать с возможностями фотографии, чтобы описать свой взгляд на быстро меняющийся китайский социум. К тому же в последнее время Ван Шиньсон создает короткие видеоролики, которые в привычной ютубовской форме сжаты до нескольких минут. Некоторые из них поднимают проблемы города.

Баня

Художники редко бывают хорошими критиками собственного творчества, но Ван Шиньсон, весьма проницательно описывает свои работы: «китчевые, но мощные…противоречивые, но критичные». Вот что он говорит о своих крупномасштабных фотографиях.

В некоторых ранних работах, критика художником поклонения потребительским товарам была наиболее явной. В Requesting Buddha Series №1 (1999) новый поп-Будда держит не сакральные культовые предметы, а сигареты, мобильные телефоны и деньги. В «Мыслителе» человек изображен в медитативной позе, но на его груди логотип McDonald’s.

Requesting Buddha Series №2

В более поздних, более богатых нюансами работах, эпические накопления деталей в массивных, заполненных событиями картинах изображают социальную и эстетическую неразбериху в социуме во время стремительного развития. Работам Ван Шиньсона удается быть одновременно игривыми и осуждающими.

Интересно на картинах автора выглядит столкновение Запада и Востока, ведь его работы содержат многочисленные ссылки на изображения из западного и китайского канонов. В «Romantique» и «Китайском особняке», китайские модели (в основном обнаженные) находятся в позах из классического западного искусства.

Могу ли я сотрудничать с вами?

Многие из работ Ван Шиньсона, таких как, например, «Могу ли я сотрудничать с вами?» (2000) связаны с вторжением Запада, модернизацией и ее тревожными последствиями для Китая. Безусловно, по мнению художника, есть и позитивные эффекты, но его работы - это критика плохих последствий влияния Запада на Китай: «Я не считаю, что западная культура и традиции плохи, они просто не всегда совместимы с китайским контекстом» - считает Ван Шиньсон.

В его работах присутствует много западных брендов, таких как Coca-Cola и McDonald’s. И вот почему. Значение этих поп-потребительских товаров не одинаково в Китае и на Западе. Например, McDonald’s, KFC и Burger King не являются чем-то грандиозным на Западе – они лишь удобный и дешевый фаст-фуд или напитки. В то время как в Китае они обретают очень важное значение. «Они популярны среди модных молодых людей, которые устраивают встречи в McDonald’s. Популярность McDonald’s видно из того факта, что более 10000 человек купили гамбургеры, когда открылся первый магазин на самой популярной улице в Пекине. Теперь с каждым днем все больше McDonald’s открывается по всему Китаю. Самое смешное то, что эта потребительская культура стала одной из самых важных частей в жизни китайского народа. Китайское общество, мне кажется, забывает свою традиционную культуру, перенимая западную культуру потребления».

Полностью отрицая «искусство ради искусства», Ван Шиньсон настаивает, что игнорировать то, что происходит в современном социуме – это абсурд. «Всякий раз, когда я иду по городу, я чувствую, что задыхаюсь от загрязнений окружающей среды, от социальных противоречий, и так далее. Все эти факторы способствуют тому, что художники не могут просто заниматься искусством ради искусства».

Общежитие

Работы художника часто предлагают комментарий быстрому развитию китайских городов и бедственному положению трудящихся-мигрантов, которые приезжают из сельской местности, чтобы построить их. На одной из фотографий, «Общежитие» (2005), десятки обнаженных населяют маленькие «полочки» гигантской многоярусной кровати, сконструированной Ван Шиньсоном. Обратите внимание на фигуру сидящего человека, вырванную из «Скрипки Энгра» художника Мен Рея – одна из многих ссылок на западное искусство на фотографиях Ван Шиньсона.

Мечта мигрантов

Ту же проблему демонстрирует работа художника «Мечта мигрантов». Термин «мигранты» очень унизителен в Китае. Он обозначает бесцельно дрейфующее население, в основном из сельской местности, в города в поисках работы. Эти люди называются «несанкционированным потоком населения». Этой категории населения приписывают унизительные характеристики, такие как плохая личная гигиена, неуравновешенность и опасность для окружающих. В одном только Пекине таких людей почти 3 миллиона. Все они мечтают обосноваться в крупных городах, но они привыкли к своей беспомощности и плохой репутации.

«Я считаю, что эти люди хотят получить признание за их вклад в сооружение городов Китая. Когда в 1993 году я переехал в Пекин из провинциального городка, я выжил лишь благодаря осознанию того, что мое положение не было особенным – были десятки тысяч людей, таких же как я, которые вливались в города Китая в надежде реализовать свои мечты».

Соревнование

«Для «Соревнования» я построил огромную стену 14 метров в высоту и 40 в длину, на которую мы прикрепили более 600 листов бумаги, на каждом из которых я написал в традиционном китайском стиле случайные фразы из рекламы или лозунги, которые бомбардируют нас каждый день. Эти объявления включают в себя информацию о продаже от уксуса и презервативов до самолета Боинг, а также объявления об аренде домов, о массаже ног и т.д. На моей гигантской стене я сделал борьбу за рекламу такой свирепой, как борьба за военную мощь, с неизбежными потерями после боя. Я использовал объявления известных брендов, которые распространяются в Китае: Shell, McDonald's, Durex, Starbuck's, желая показать, что реклама, как сыпь, все больше распространяется и выходит из под контроля на улицах города».

Следуй за мной

Для своей работы «Следуй за мной» Ван Шиньсон взял название первой и самой популярной англоязычной учебной программы, введенной Китайским государственным телевидением. Многие китайцы получили представление о западном образе жизни именно от «Follow Me». Эта передача стала возможностью узнать, что иностранцы едят и надевают, как они живут.

В Китае, где Мао и Культурная революция уничтожили столетние традиции, и теперь образовавшуюся пустоту заполняют новыми материальными удовольствиями, Ван Шиньсон изображает своих неискушенных соотечественников в плену бессмысленного потребительства. Кажется, он жалуется не только на вульгарный экспорт западной культуры, но и на то желание китайского общества проглотить ее – взаимоотношения, которые он однажды обозначил как «взаимовыгодный заговор».

Многие в Китае считают, что «Follow Me» - это Библия для изучения английского языка. «Поэтому для своей работы я создал огромную доску и написал на ней множество терминов и высказываний о китайской истории и культуре, взятые в основном из английских учебников. Очень давней моей мечтой было увидеть реализацию известного слогана «Китай идет навстречу миру, и мир узнает о Китае».

Без сомнения, его фотографии полны юмора, но также жалости и печали – его фотографии являются язвительными комментариями, критикующими скорость, с которой древняя культура стала неуклюжим гибридом, отбросив многие традиции и приняв менее привлекательные элементы другой культуры, которые она до конца не понимает.

Но все же, наверное, тот позитивный момент, который, так или иначе, проходит красной нитью через все творчество Ван Шиньсона, заключается в том, что, открывая для себя мир, Китай открывает себя. В одном из интервью художник признался: «Приехать за границу – это как будто открыть дверь к тому, что происходит на Западе. В Китае мы не можем видеть, что происходит в мире. Китай для Запада это скорее тигр – опасность и угроза. Но возможно, Китай – это просто большой носорог, нежный и безобидный. Не монстр».

 

Избранные личные выставки:

2011

Когда мир сталкивается, International Center of Photography, Нью Йорк, США.

2010

Следуй за мной, Andaluz de la Fotografia, Альмерия, Испания.

2009

Ван Шиньсон, Hammer Project, Hammer Museum, Лос-Анджелес, США.

2008

Внимание, PKM Gallery, Пекин, Китай.

Паника, Страх и Насилие, Marella Gallery, Пекин, Китай.
2007

Китай: Прошлое, Настоящее и Будущее, MEWO Kunsthalle, Меммингем, Германия.

Ван Шиньсон: Между Ностальгией и Цинизмом, Espaço Cultural Contemporâneo (ECCO), Бразилиа, Бразилия.

2006

Ван Шиньсон, Albion Gallery, Лондон, Великобритания.

2003-2004

Ван Шиньсон: Современный Эпос, Saidye Bronfman Contemporary Art Center, Монреаль, Канада.

2002

Фотографии Ван Шиньсона, Foundation Oriente, Макау, Китай.

Ван Шиньсон, Marella Arte Contemporanea, Милан, Италия.

2000

Славная жизнь: Фотографии Ван Шиньсона, Wan Fung Gallery, Пекин, Китай.

 

Избранные групповые выставки:

2011

Monanism, Museum of Old and New Art, Тасмания, Австралия.

Смотри на Восток, Lucca Photo Festival, Италия.

2010

Красота расстояния: Песни выживания ненадежного века, 17th Biennale of Sydney, the Art Gallery of New South Wales, Австралия.

21 столетие: Искусство первого десятилетия, Queensland Art Gallery/ Gallery of Modern Art, Австралия.

Фотография из Нового Китая, Getty Museum, Лос-Анджелес, США.

2009

Внимание – Камера: Пекинские фотографии-перформансы, Morris and Helen Belkin Art Gallery, Ванкувер, Канада.

The 3rd Guangzhou International Photo Biennale, Guangdong Museum of Art, Гуаньчжоу, Китай.
2008

Язык тела: Современная китайская фотография, National Gallery of Victoria, Мельбурн, Австралия.

Транслокальное движение: 7th Shanghai Biennale, Shanghai Art Museum, Шанхай, Китай.

 

Подбор материала: Юлия Салиженко

По материалам: wangqingsong.com, artinfo.com, oxfordartonline.com.